Найти тему

Александр Дюма-старший. Граф Монте-Кристо. Сюжет, переживший века.

Когда я слышу вопрос: какое именно произведение следует считать приключенческой классикой, которая до сих пор будоражит и увлекает, я без промедления сразу вспоминаю этот роман.

В свое время я перечитывал приличное количество книг Александра Дюма-старшего и иных мастеров приключенческой прозы и самой классической литературы, и готов признать, что именно роман Дюма "Граф Монте-Кристо" считаю лучшим во всей его писательской карьере, хотя в свое время и плотно сидел на трилогии "Три мушкетера", "Двадцать лет спустя" и "Виконт де Бражелон или десять лет спустя". Роман "Граф Монте-Кристо" выстроен удивительно. Его продолжают и переписывают на новый лад. Его экранизируют столько раз, меняя лишь годы и антураж, но неизменным оставляя основное его содержание, ледяное, как поцелуй Снежной Королевы - изощренную и повенчанную со справедливостью месть.

Мало, кто не знаком с этим сюжетом из тех, чье прошлое было советским. Кто не читал роман, довольствовался экранизациями в главной роли с Маре, Авиловым, Депардье и другими (выбираем нужный вариант!). Впрочем, мы живем во времена адептов Святого ЕГЭ, в которые новые поколения мало что знают о классическом искусстве и литературе. Посему не будет лишним освежить память и осветить сюжет.

Жан Маре в роли графа Монте-Кристо
Жан Маре в роли графа Монте-Кристо

Виктор Авилов в роли графа Монте-Кристо
Виктор Авилов в роли графа Монте-Кристо

Жерар Депардье в роли графа Монте-Кристо
Жерар Депардье в роли графа Монте-Кристо

«Наряду с «Тремя мушкетерами», роман о жизни Эдмона Дантеса и приключениях графа Монте-Кристо — самое известное произведение Александра Дюма, не случайно его заслуженно считают классикой французской литературы XIX в. К моменту его написания Дюма был уже признанным драматургом и автором многочисленных произведений на исторические темы, однако именно приключенческий роман «Граф Монте-Кристо» принес ему не только всемирную славу, но и финансовый успех — после его публикации Дюма подобно своему герою Дантесу зажил на широкую ногу. Идея этого произведения пришла в голову писателю во время его путешествия по Средиземному морю, когда Дюма услышал легенду о сокровищах, зарытых на острове Монтекристо. Таким образом Дюма и назвал своего героя. Роман был задуман Дюма в начале 1840-х годов. Действие же романа происходит в 1815—1829 и 1838 годах.

Любопытно, что у Эдмона Дантеса был реальный исторической прототип — француз Франсуа Пико, который по ложному доносу своих знакомых был брошен в тюрьму и почти по сходным обстоятельствам провел в ней долгих семь лет. Литературный талант позволил Александру Дюма развернуть эту историю в масштабный роман с десятками персонажей и мастерски закрученным сюжетом. До сих пор, несмотря на прошедшие с момента написания романа полтора века, «Граф Монте-Кристо» читается с неослабевающим интересом»

Так в чем же состоит сам сюжет? Охотно и кратко отвечу так.

Молодой и подающий большие надежды моряк Эдмон Дантес считал себя настоящим счастливчиком — прибыльное дело в руках и возможность стать капитаном корабля, на котором он нес службу, и в придачу – красавица-невеста Мерседес, которая не чаяла в нем души и он сам любил ее до безумия – и все это накануне их брачного союза. Но власть во Франции меняется так же часто, как ветер и сам юноша по неопытности ввязывается в то, что в корне меняет его жизнь, не замечая завистников и злопыхателей. Донос завистников не заставляет долго ждать — невинный и оболганный юноша Эдмон оказывается за решёткой на целых четырнадцать лет, не понимая, как могла произойти столь вопиющая несправедливость...Однако нет худа без добра, и именно там, в заключении, случай чудом сводит его с мудрецом и аббатом Фариа, который не просто становится наставником и учителем почти отчаявшегося юноши. Он построением блестящей логической цепочки в духе интеллектуального детективного расследования а ля Шерлок вскрывает Эдмону истинные причины его злоключений. Потрясенный осознанием правоты наставника, Дантес, по сути, говоря обыденным языком современности, прокачивает свой мозг до пределов, получая почти элитарное образование из рук истинного интеллектуала Фариа. Теперь у него появилась цель, чтобы жить, не смотря ни на что – это оказаться на воле и воздать леденящей справедливостью всем тем, кто сломал ему жизнь и отобрал у него все, включая любовь, которую уже не вернуть…

В свое время этот роман ошеломил многих и не только меня. Я читал его по ночам и запоем, и был просто не в состоянии от него оторваться. Многие мои знакомые сетовали почти на тот же эффект.

Впоследствии роман скандально обсуждался специалистами и критиками, обвиняющими Дюма в использовании литературных негров, т.е. авторов, пишущих вместо других за деньги. Впрочем история с романом здесь мутная и не до конца доказанная - критики сошлись на том, что если литературные афрофранцузы и приложили к роману руку, то весьма незначительно, поскольку стилистика и иные приемы Дюма-старшего узнаваемы и видны. Да и так ли это важно?!

Роман этот продолжают экранизировать из года в год, внося в него новые краски современности (например в отечественном сериале "Фаворский", где события происходят в СССР и постсоветской России 1982—1999 гг., в армянском сериале "Незнакомец", где события проходят в современной Армении или же в корейском сериале " Прощайте, мистер Блэк", в котором корейский комикс перемешали с традиционным сюжетом и все действо происходит в современной Южной Корее).

  • Поэтому мой вам совет: прочтите эту книгу обязательно, если вы этого не делали. А после прочтения, но никак не до, посмотрите самые знаменитые экранизации этого замечательного произведения, и укажите прямо здесь в комментариях: какая из них произвела на вас наиболее сильное впечатление и почему?!
  • Мой же фаворит - советская позднеперестроечная экранизация "Узник замка Иф (1988, СССР-Франция, режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич, в главной роли Виктор Авилов). В этом фильме все прекрасно, а музыка Александра Градского и его исполнение на грани разрыва сердца - истинная вершина его творчества!

Читайте хорошую литературу и всех вам благ во всех ваших начинаниях!

Цитаты:

«В этом мире нет ни счастья, ни несчастья, то и другое постигается лишь в сравнении. Только тот, кто был беспредельно несчастлив, способен испытать беспредельное блаженство. Надо возжаждать смерти, чтобы понять, как хороша жизнь».

«От всякой беды есть два лекарства — время и молчание».