Найти тему
Вставай, приехали!

JR Pass и прочие проездные Японии: что, как, и надо ли оно вам

Оглавление

Написание этой статьи я откладывала, как могла, потому что изучение информации по ж/д-пассам в Японии - та еще головная боль.

Шинкансены на Токио Стейшн - ну, красота же / Фото специально обученного человека
Шинкансены на Токио Стейшн - ну, красота же / Фото специально обученного человека

Понятно, что нюансов тут очень много, ибо японцы - те еще любители правил и исключений. Но, надеюсь, что хотя бы общее понимание у вас будет. Потому что одни из основных вопросов, которыми вы зададитесь при подготовке к поездке в Японию будут "А выгодно ли вообще покупать пасс?" и "Какой пасс стоит выбрать?". Ну или "А там разве можно было что-то выбирать?", если вы вдруг не знали, что их разновидностей великое множество. Итак, поехали.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ JR PASS

Вот такая вот японская жесть. Интересно, они сами тут чего-то понимают? / Источник шедевра: japanrailpass.net/en/
Вот такая вот японская жесть. Интересно, они сами тут чего-то понимают? / Источник шедевра: japanrailpass.net/en/

Судя по названию, кажется, должен распространяться на все ж/д страны. Естественно, это не так😂

Актуальная информация о покрытии пасса с картами - ТУТ. И пока вы будете материться, пытаясь там понять хоть что-то, вот что может вас заинтересовать:

  • пасс по умолчанию не действует на популярные скоростные поезда Нозоми и Мизухо, идущие по самым туристическим направлениям - Киото, Осака, Хиросима, Фукуока. Если вы захотите поехать именно на них, нужно будет доплатить столько, сколько написано ТУТ. Без паники, есть и поезда до этих городов, полностью входящие в пасс - Сакура, Хикари, Кодама. Из их минусов - они идут медленнее, а если вам надо ехать дальше Осаки, то придется это делать с пересадками, поэтому дорога может занять целый день
  • пасс не действует, как минимум, на популярные ж/д до озера Кавагучико, где находится одно из лучших мест любования горой Фудзи, и до живописного поселка Хаконе, где все любят отмакать в онсенах. За часть дороги тут вам придется доплачивать
  • пасс не действует на метро. В Токио это еще терпимо, так как по городу проходит несколько веток национальных железных дорог JR, и до основных достопримечательностей вы более-менее сможете добрести от станций JR пешком (и то, в летнюю жару это такое себе удовольствие). А вот в Осаке, и, тем более, в Киото, пытаться подстроить свои маршруты под станции JR Pass будет почти нереально - их тут ну очень мало, и в 90% случаев удобнее будет пользоваться городским транспортом (метро и автобусом)
Источник фото: advantiko.com
Источник фото: advantiko.com

Как понять без танцев с бубнами, точно ли JR Pass будет действовать там, куда вы хотите поехать? Самое простое - через сайт/приложение Navitime. Там ставите галочку напротив интересующего пасса и ищете нужный маршрут - сервис покажет, какую часть маршрута пасс покрывает, а какую - нет, и сколько надо будет доплатить. Имейте в виду, что Навитайм иногда завышает реальную цену на билет - он сам является агентом и стоимость указывает со своей комиссией, лучше перепроверять суммы на официальных сайтах перевозчиков.

Еще в процессе написания статьи я нашла вот такой калькулятор, но сама не пользовалась, поэтому нет 100% уверенности в том, что он все корректно считает. Лично я делала расчеты по старинке, в экселечке😁

Основная проблема данного общенационального пасса - не в тонкостях зоны его действия, а в его цене, которую можно "отбить", только если очень сильно стараться. В пример приведу свою поездку. За две недели у меня было:

  • около 40 (!) поездок на транспорте, который покрывает данный пасс
  • из них - 3 поездки на шинкансенах в среднем за 14000 йен каждая
  • дополнительно несколько поездок на транспорте, который пасс не покрывает

В итоге все вместе обошлось мне в 72 000 йен, в то время как пасс стоил 80 000 йен. В общем, на данный момент не знаю людей, которым JR Pass был бы полезен😂

Для получения билетов с местами (на те поезда, где такое в принципе возможно), ищем автомат с надписью Reserved Seat Ticket Vending Machine или обычную билетную кассу / источник: japanrailpass.net/en/
Для получения билетов с местами (на те поезда, где такое в принципе возможно), ищем автомат с надписью Reserved Seat Ticket Vending Machine или обычную билетную кассу / источник: japanrailpass.net/en/

Где купить ваучер на JR Pass, если вы все же решили, что оно вам надо? Вариантов несколько:

  • ЕДИНСТВЕННЫЙ официальный сайт (здесь же можно сразу онлайн забронировать места в поездах - очень удобно, все делаешь заранее и не выходя из дома)
  • проверенный агент Klook (штука хорошая во многих отношениях, не только по части покупки пассов)
  • онлайн у разных других агентов (их море в этих ваших интернетах, но у каждого свои приколы, так что смотрите сами, связываться или нет)
  • официальные турфирмы в России (по другим городам отправляют почтой, и смело берут свою мзду, на словах обещая "самую низкую цену")

После покупки ваучер (онлайн или физический) обменивается на пасс в офисах JR (например, в аэропорту), и дальше его можно использовать для поездок по стране.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ JR PASS

Примеры пассов региона Кансай, которые предлагает перевозчик JR West - их найдете по ссылке на сайт, которую я даю ниже по тексту / источник: westjr.co.jp/global/en/ticket/
Примеры пассов региона Кансай, которые предлагает перевозчик JR West - их найдете по ссылке на сайт, которую я даю ниже по тексту / источник: westjr.co.jp/global/en/ticket/

Нет времени объяснять, но в Японии зашкаливает количество железнодорожных перевозчиков, и почти каждый из них предлагает свои пассы, имеющие разные зоны покрытия.

Если вы пока еще новичок в Японии, и едете по классическому маршруту, скорее всего, вам в первую очередь понадобятся эти три перевозчика:

  • JR Central (Токио, Нагоя и иже с ними)
  • JR West (Осака - Киото- Хиросима - Фукуока)
  • JR East (Токио и к востоку от него, в т.ч. Никко и Нагано)

Подробно про пассы каждого писать не буду, выше можно ознакомиться с ними по ссылкам на официальные сайты железных дорог.

Вот примерно в таких офисах обмениваем свой ваучер на реальный пасс. Очередь обычно прилагается в комплекте / источник фото: klook.com
Вот примерно в таких офисах обмениваем свой ваучер на реальный пасс. Очередь обычно прилагается в комплекте / источник фото: klook.com

На какие нюансы тут стоит обратить внимание:

  1. Если вы планируете базироваться в Токио, лишь изредка недалеко выезжая за его пределы (например, одним днем из Токио в Никко и обратно), скорее всего, можете себе не забивать голову никакими пассами (для вас будет полезное ниже)
  2. Если же основным местом вашей дислокации будет Осака, и выезжать за пределы города вы планируете активно (а как иначе, ведь тут и Кобе, и Киото, и Нара, и аэропорт Осаки), имеет смысл рассмотреть 3-дневный Kansai Mini Pass, и при необходимости его повторить, ибо выгодно
  3. Если вы едете по маршруту, похожему на мой (а это чуть ли не самый популярный вариант), предлагаю рассмотреть либо 5-дневный Kansai WIDE Area Pass (тут будут Осака, Киото, Нара, Кобе), либо Kansai - Hiroshima
  4. Area Pass (то же самое + Хиросима и Миядзима), либо один из вышеназванных в сочетании с вышеназванным Kansai Mini Pass (потому что Осака - тоже отличный город для основной дислокации)
Вот так выбираем нужный пасс в Навитайме и проверяем, работает ли он по нужному нам направлению. Да, это муторно, но зато вы точно будете знать, сэкономите или нет / источник: japantravel.navitime.com/en/area/jp/route/
Вот так выбираем нужный пасс в Навитайме и проверяем, работает ли он по нужному нам направлению. Да, это муторно, но зато вы точно будете знать, сэкономите или нет / источник: japantravel.navitime.com/en/area/jp/route/

При подсчете выгодности того или иного пасса (Navitime всё ещё вам в помощь), учитывайте, через какой аэропорт прилетаете и куда поедете дальше. Например, как и я, вы планируете прилететь в Токио, а дальше отправиться в сторону Хиросимы. Здесь отлично подойдет Kansai - Hiroshima Area Pass, но есть проблемка: физически данный пасс вы не сможете забрать в Токио, его выдают только в офисах JR West в регионе Кансай. А это значит, что вам нужно будет за отдельную плату доехать до условных Киото или Осаки, выйти из поезда, найти офис, получить пасс и только после этого пытаться взять по нему билет на ближайший поезд до Хиросимы. Во-первых, теряете время. Во-вторых, есть риск, что билетов не будет. Так что тут тщательнее продумывайте план действий, либо прилетайте сразу в Осаку или Хиросиму.

Где купить региональные пассы? Примерно там же, где и общий JR Pass - на официальных сайтах перевозчиков, Клуке, в отечественных турфирмах, а некоторые - просто прийдя в офис перевозчика с паспортом.

ПРОЕЗДНЫЕ, ПОЛЕЗНЫЕ ДЛЯ ТУРИСТОВ

Вот он, туристический автобус по Киото / Источник: asahi.com
Вот он, туристический автобус по Киото / Источник: asahi.com

Для тех, кто планирует весь отпуск в основном провести в одном городе и его окрестностях, или кто просто не хочет заморачиваться с ж/д-пассами. Но и в сочетании с пассом тоже отлично.

Таких проездных в каждой префектуре тоже пруд пруди, поэтому рассказываю про самое популярное, на что реально стоит обратить внимание:

  • проездной на метро на 24/48/72 часа в Токио (очень выгодная штука, которая легко себя "отобьет" всего за 4/7/9 поездок)
  • 1-Day Pass в Осаке(тоже окупает себя за 4-5 поездок, действует и на метро, и на автобусы, да еще и дает некоторые скидки на посещение достопримечательностей)
  • Nara / Ikaruga 1day Ticket в Осаке/Наре(подойдет, если вы планируете одним днем съездить в Нару, и при этом еще покататься на городском транспорте Осаки и Нары; выгодно при поездке в Нару туда-обратно + 4-5 поездках на общественном транспорте)
  • Keihan Osaka Metro 1-day free ticket в Осаке/Киото(удобнее всего использовать, если вы живете в Киото, но планируете сгонять одним днем в Осаку; окупается при поездке туда-обратно, хотя бы парочке поездок на метро Осаки и посещении 2-3 топовых достопримечательностей Осаки - на билет дает них неплохие скидки)
  • проездной на 1 день на метро + автобусы в Киото (неплохая штука, но "отобьет" себя при условии не менее 5 поездок по городу)
  • 1-дневный билет на туристический автобус Киото Sightseeing Limited Express (работает в режиме хоп-он/хоп-офф, да и в принципе по Киото удобнее всего перемещаться на автобусе; выгодно всего от 3-х поездок)

Удобство этих билетов том, что почти все они спокойно покупаются в обычных билетных автоматах, поэтому специально никуда идти и тратить лишнее время не надо. А вообще они могут стать отличным бонусом к уже купленному ж/д-пассу.

Бывали в Японии? Или, может, только собираетесь? Есть, что добавить - пишите в комментариях. И подписывайтесь, конечно. Что я тут, зря стараюсь, что ли😂