Погнали😎
Сначала разбремся, что из себя представляют эти буквы
❓СДВГ - синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Относится к расстройствам нервной системы.
Выделяют 3 типа СДВГ:
💾преимущественно невнимательный
💾преимущественно гиперактивный/импульсивный
💾комбинированный (смешанный)
Диагноз ставят на основании клинических критериев. О них чуть позже
Пока немного 🤏 истории и исследований
📎Ещё в 1902г врач Джордж Стилл описал группу из двадцати детей - непослушных, чересчур эмоциональных, страстных, вредных и слабо сдерживающих себя.
В выборке были дети только из благополучных семей. Стилл выдвинул гипотезу, что у «несдержанного» поведения может быть какая-то биологическая основа, генетически наследуемая склонность к моральным порокам. Гипотеза на тот момент была революционная.
В 19м веке и ранее «плохое», неконтролируемое поведение детей считалось моральным изъяном, в котором виноваты либо родители, либо сами дети, либо и те и другие.
Либо ну на крайний случай дьявол. 😈
📎В 1934г Юджин Кан и Луис Коэн опубликовали статью в которой описывали наблюдения за людьми пораженными эпидемией энцефалита.
Казалось бы причем здесь энцефалит, но
Часть жертв эпидемии были хронически обездвиженны, а у других наблюдалась хроническая бессонница с нарушениями внимания, регулирования деятельности и контроля импульсов.
Т.е., у них были все черты, которые сейчас включаются в диагностическую триаду симптомов СДВ: отвлекаемость, импульсивность и беспокойство.
Получается Кан и Коэн первыми предположили связь между соматическим заболеванием и симптомами СДВ.
📎Примерно в то же время Чарльз Брэдли работал над другой линией доказательств, связывавших похожие на СДВ симптомы с биологическими причинами.
В 1937 году он успешно применил стимулятор амфетамин (бензедрин) для лечения детей с нарушениями поведения.
❓Почему стимуляторы помогают уменьшить возбуждение у гиперактивных детей?
Сам Брэдли не смог объяснить механизм явления и сообщил научному сообществу только, что оно есть.
📎 Только в 70х годах утвердилось мнение, что СДВ образует кластеры в семьях (имеет генетический фактор - наследуется) и не вызван плохим воспитанием. Но доказательства биологической причины так и не нашли.
❓В тоже время ещё идут активные споры в психиатрическом сообществе, касательно диагностики.
Выделяется четыре главные черты, составляющие клиническую картину:
1️ дефицит внимания и усилий,
2️ импульсивность
3️ проблемы с управлением степенью возбуждения
4️ потребность в немедленном подкреплении
🤔С подкреплением интересная история
Рассел Баркли, один из крупнейших специалистов по этой проблематике и он описывает первичную проблему при СДВ как дефицит системы мотивации, из-за которого становится невозможно сколь-нибудь долго выполнять задание, если нет постоянной обратной связи и вознаграждения.
‼️Работу Баркли часто понимают неправильно, считая, что ребенок или взрослый не мотивирован = просто ленив.
«Когда играешь в Nintendo, никакого СДВ нет», — любит говорить доктор Баркли.
🎮Это, конечно, не значит, что человек чувствует мотивацию только в приятных ситуациях:
просто быстрая, захватывающая видеоигра и постоянные награды, по сути, достаточно увлекают ребенка, приковывая его внимание.
⚡️ Но настоящий прорыв в исследованиях темы СДВГ произошел в 1990 году (совсем недавно если вдуматься)
Алан Заметкин показал, что у людей СДВГ по сравнению с другими людьми наблюдаются различия в уровне клеточного энергопотребления между областями мозга, регулирующими внимание, эмоции и контроль побуждений. Его исследование было опубликовано в медицинских журналах, подтверждая теорию о том, что одна из причин биологическая