Начнем с одной из интереснейших тем – с интеллекта пресмыкающихся. Хочется-таки понять, умные они или нет.
А что для этого у нас есть? У нас есть линейка так называемый зеркальный тест. Давайте начнем с того, что это такое.
Итак, зеркальный тест – это такой эксперимент (не слишком «свежий», кстати – с 1970 годов практикуется), при помощи которого можно определить, обладает ли тот или иной организм способностью к распознаванию себя в зеркале. Казалось бы, зачем такое? А все дело в том, что способность узнавать себя в зеркале – это индикатор такого качества, как развитое самосознание.
Механика эксперимента такова. Пока исследуемый объект спит, ему наносится на тело (шерсть, перья – что там у него есть) цветная метка чем-то, что не имеет запаха. Ну и потом, собственно, объекту предоставляется зеркало. Если объект понимает, что в зеркале он сам, то а) он через некоторое время прекращает на отражение агрессировать, и б) пытается стряхнуть метку, глядя в зеркало. Ну или как-то иначе взаимодействует с зеркалом, чтобы, например, получше ее рассмотреть. Короче, ставим зеркало, наблюдаем за реакцией.
Надо сразу сказать, что у человека эта способность – не врожденная, грудные дети ею не обладают. Мы овладеваем самосознанием в достаточной степени, чтобы признать себя в отражении, примерно в 1,5 года. Кроме людей старше полутора лет, этот самый зеркальный тест в состоянии пройти практически все человекообразные обезьяны, китообразные (в частности – дельфины и касатки), слоны, некоторые птицы (например, сороки), а по последним экспериментам – некоторые рыбы, муравьи и свиньи.
Вот вам фоточки из интернета про то, как всякие разные организмы проходят зеркальный тест в экспериментальных и естественных условиях.
И тут вы спросите меня: «А при чем тут пресмыкающиеся? Ты ж про них собирался?», а я вам так и отвечу: «Конечно же, при чем!».
Проблема с изучением интеллекта у пресмыкающихся и многих других организмов состоит в том, что они живут в принципиально другом мире, который конструируют их органы чувств, кардинально отличающиеся от наших. Для большинства из них зрение не является основным или даже просто доминирующим органом чувств, и как действовать ученым в таком случае – это большой вопрос. На который, кажется, нашли ответ биологи из Канады.
В качестве объекта эксперимента они брали так называемых подвязочных змей и королевских питонов. И те, и другие конструируют свою реальность в основном из запахов, и группа биологов решила не диктовать им условия своей реальности, а погрузиться в их реальность.
Змеям предлагались запахи. Свой собственный (как бы аналог отражения в зеркале), свой собственный, смешанный с каким-то другим, а также запахи сородича. Королевские питоны в полном соответствии со своим названием мелко видели эти различия, и свое поведение никак не поменяли. А вот подвязочные змеи как раз поведение изменяли, а в наибольшей степени тогда, когда им давали видоизмененный смешиванием свой собственный запах. Можно предположить, что они понимают, что запах свой, но какой-то странный, то есть узнают и фиксируют отличия.
Симптоматично, что королевские питоны – животные одиночные, которые образуют пары только на время спаривания, а в остальное время практически не пересекаются с соседями, а подвязочные змеи (которые, в сущности, есть разновидность ужей) гораздо более социальны, чаще встречаются с сородичами и проводят больше времени бок о бок, для чего, вероятно, идентифицировать свой запах и отличать его от других полезно и важно.
Остается вопрос: можно ли на основании этого утверждать интеллектуальное превосходство подвязочных змей над питонами, или мы в очередной раз нашли «линейку», которая столь же несовершенна, как и все предыдущие, и питоны проявляют свой интеллект как-то настолько иначе, что мы еще не придумали, как это измерить.