Меня так увлекла тема Татры, что не могу остановиться.
По завершении 2й мировой войны, и обретения независимости Республики Чехословакии от 3го рейха, фирма Татра пережила реорганизацию.
Прежние владельцы фирмы - чешские немцы, за сотрудничество с гитлеровской германией были отстранены от руководства. Компанию национализировали. Но всемирное известное название оставили. Оставили - по больше части - и конструкторский коллектив.
Который продолжил работу над довоенными моделями.
Авиационное подразделение было передано в состав государственного авиа.концерна. И главный упор в производстве теперь делали на тяжёлую транспортную технику - грузовые автомобили, автобусы, трамваи и локомотивы. Легковушки теперь стали мелким капризом руководства, и их производство даже пытались отдать в ведение госкомпании "Шкода".
Компания Шкода, Такой-же промышленный универсал как и Татра. Производила и производит, локомотивы, троллейбусы, автобусы, грузовики и легковые автомобили. И по стечению обстоятельств тоже будет в родословной Татры. Но об этом позже.
Ещё в годы войны, производство автомобилей Татра было "оптимизировано". Все легковушки аннулировали. Кроме мелкосерийной сборки полюбившихся фрицам Т87. И главный упор сделали на грузовики и тягачи.
И в первые два года независимости, Республики, тяжёлая техника оставалась главной. И лишь по инерции было восстановлено производство довоенной Модель 87.
Её подвергли рестайлингу. Оформление лба машины изменилось. Фары утопили в крылья и капот. А сама лобовая деталь стала менее покатой. Появился характерный полукруглый лоб татры.
Производство старой-новой Татры продолжалось до 1950года. И постепенно о ней почти забыли.
Если бы несколько лет назад на аукцион в Чехословакии не выставили потрепанную машину якобы принадлежавшую Мирославу Зигмунду и Иржи Ганзелке. Известным путешественникам.
Которые на Т87 совершили грандиозное путешествие вокруг мира длиной в 61 700 километров.
Ошибка вскоре разъяснилась. но всколыхнувшийся интерес к мегамарафону двух чехов, затихал довольно долго.
22 апреля 1947 года в Праге стартовал исторический пробег-марафон на легковом автомобиле Tatra 87.
Маршрут пролегал по 44 странам Африки, Центральной и Латинской Америки. Экипаж машины – двое молодых энтузиастов, инженеры Мирослав Зигмунд и Иржи Ганзелка проехали за рулем «Татры» в общей сложности ни много ни мало 61 700 км.
Часть пробега пролегала по местам, где автомобили еще никогда не ездили. Приходилось преодолевать бездорожье, часто при помощи местного населения. А водные преграды форсировали на утлых плотах и однажды машина не удержалась и упала в воду. Финишировал этот беспримерный пробег лишь 3,5 года спустя после старта – в ноябре 1950 года.
Вообще-то дальние пробеги на автомобилях Tatra проводились и раньше не раз. Так, в 30-е годы доктор Иржи Баум пересек на модели Tatra 12 весь африканский континент. А скульптор В. Фойт на такой же модели, а позже на более совершенной Tatra 57b объездил и Африку, и Балканы, и целый ряд стран. Однако супермарафон на автомобиле Tatra 87 был из ряда вон выходящим. Он принес чешской марке всемирную славу.
Мирослав Зигмунд и Иржи Ганзелка совершив это путешествие не сидели на попе ровно, а вскорости затеяли новый марафон. Снова на Татрах. Только теперь это были лёгкие полноприводные грузовики Татра-805.
Восстановив производство "старшей" Татры-87, конструкторы принялись за сестру "среднюю".
То есть для среднего класса покупателей. Которые в те годы ещё были в Республике.
В 47 году в стране произошёл комунистический переворот со всеми вытекающими. Хотя в стране и остались успешные частные предприниматели - их доходы обрезали так что сильно не пожируешь.
На основе предвоенной модели 97 была разработана Татра-107. Машина получила новую подвеску. Которая хоть и осталась по прежнему независимой и по татровски косолапой, лучше "отслеживала" дорогу.
Помните как 87я ложилась набок?
107-ю постарались излечить от этого порока.
Судя по тому как чехи на своих форумах при упоминании 107й и её последовательницы - 600й Татраплан, закатывают глаза и говорят "оооо!!" - усилия увенчались успехом.
Корпус машины ещё прочнее "слили" с хребтовой рамой, и он максимально приблизился к понятию "несущее днище". Т.е. конструкции в которой все функции рамы выполняет пространственная ферма вписанная в нижнюю часть кузова. Объём двигателя стал немного меньше. 1.75литра против 1.86 у Татры -97. Мощность выросла с 40 л.с. до 48.
Размеры машины не изменились, хотя облик облагородили и немного "подтянули" к современности.
Разные источники пишут что было изготовлено несколько десятков машин, в 47-48 годах.
Некоторые пишут о всего лишь паре опытных образцов.
На основе Т-107 создали новую модель Татраплан-600.
Машину полулегендарную. Я раньше много о ней читал, много раз её упоминали и расхваливали с закатыванием глаз в мечтательном восхищении. Но изображения машины стали доступны мне лишь недавно.
Главным изменением в машине был V4 мотор увеличенного до 1.95 литров объёма, при 71 л.с.
Название - Татраплан, объясняют двумя моментами - в моде был аэростиль. И в название включили половинку слова "аэроплан".
А по другой версии - этим словом подчеркивалось вливание Чехословакии и заводов национализированной Татры в "плановую экономику".
Впрочем всё величие планов состояло в том чтобы перевести производство Татраплан600 на заводы Шкода.
Где машину благополучно загубили не справившись с чужеродной конструкцией. Производство завершили в 1952 годы на отметке 6342 машины.
Шкода в то время производила традиционные легковушки с мотором впереди и ведущими задними колесами.
И производила в начале 50-х собственный лимузин Škoda VOS (Vládní osobní speciál — «правительственный легковой специальный») полубронированый представительский автомобиль. С рядной шестёркой в 5.2 литра объёмом и мощностью 120-150 л.с.
Это кроме малипусеньких машинок с моторами в 1.1 и 1.2 литра.
И зачем фирме сдался чужой, жёстко навязанный "плановый" подкидыш, не совсем понятно.
В любом случае, Татраплан 600 оставил в душе чехословаков глубокую и гордую память.
Примерно такую-же как в СССР оставила ГАЗ М20 Победа.
Наверняка машина была хорошая. И по изображениям видно какой красавицей был шестисотка.
Но скорее всего фактор такой ностальгии связан ещё и с тем, что это последняя машина среднего класса доступная простым гражданам ЧССР.
После установления советской власти - ты можешь претендовать только на крошечные Шкоды с моторчиками 35 л.с. и тесным двухдверным салоном который только на бумаге был 4-х местным.
Безусловно - Шкода тоже автомобиль, и довольно неплохой.
Только маленький.
Впрочем сама Шкода не избежала модного поветрия.
И "оскоромилась" заднемоторной машиной в 60-х. Шкодой -1000МБ. В которой при некоторой фантазии можно увидеть черты Татраплан-600.
Но о них ещё будет разговор.
Удачный «Татраплан» с успехом поставлялся на экспорт в капиталистические и социалистические страны, в том числе, и в СССР.
И на этом сегодня всё. Продолжение следует.
Все изображения взяты из открытого интернет.
Спасибо за просмотры, лайки и подписки.