Найти тему

Николаевская церковь в Хоченях

Итак, как я писал прежде, по новгородским краям мы путешествовали через стада коров, смачно жевавших борщевик.

Если расстояние между первыми двумя пунктами нашего путешествия (в Лужском районе) было совершенно шуточным - ведь и Красные горы, и Заозерье располагались по берегу одного озера - то тут путь оказался намного дольше и заковыристее.

Вот где были первые два пункта нашего путешествия
Вот где были первые два пункта нашего путешествия
Чем глубже в глушь, тем борщевичнее коровы
Чем глубже в глушь, тем борщевичнее коровы

Более того, мы и впрямь не знали, найдем ли деревянную церковь, которую задумывали увидеть, или встретим что-нибудь иное. Навигатор упорно отказывался ловить сеть, борщевик дыбился кверху и застилал собою редкие просветы неба, а коровы, порой переходившие дорогу, делались все мохнатее и мясистее.

Наконец, нам встретился обнадеживающий признак цивилизации в виде дядечки на тракторе (который, однако, в плане маршрута мало что подсказал нам) - и вскоре мы очутились в Батецком районе Новгородской области, в деревне Хочени.

Таково было расстояние от первых двух мест нашей остановки до деревни Хочени
Таково было расстояние от первых двух мест нашей остановки до деревни Хочени

Первые известные записи об этой старинной деревне датируются 1500 годом. В 2010-х же годах постоянное население этого места состояло всего из трех человек. Впрочем, Хочени хотя и выглядели тихими, но заброшенными точно не были: и дома выглядели жилыми и обжитыми, и люди (наверное, дачники) вокруг собственных домов похаживали.

Здесь мы застали весьма любопытный каменный храм - заброшенную ещё с хрущевского времени церковь Николая (до 1960-х службы велись, а после памятник превратили в склад). Памятник охраняется, но находится в аварийном состоянии (как, увы, бывает часто).

Храм каменный - а барабан и глава наверху, быть может, каркасные, из дерева и/или железа.
Храм каменный - а барабан и глава наверху, быть может, каркасные, из дерева и/или железа.
Похоже, барабан обшит деревом: на нем были при помощи светлой краски по темному фону изображены окошки (фальшивые окошки - прием, в XIX веке достаточно популярный)
Похоже, барабан обшит деревом: на нем были при помощи светлой краски по темному фону изображены окошки (фальшивые окошки - прием, в XIX веке достаточно популярный)

Каменный храм тут возвели на месте прежней деревянной церкви в 1872 - 1873 годах, на средства помещицы и коллежской ассесорши Любови Зелениной. Однако встречается и другая дата постройки - 1904 год. Возможно, тогда был произведен крупный ремонт - либо каменный храм 1870-х решили по неведомым причинам сменить новым (что маловероятно, но не исключено).

Храм строен кораблем - с запада к нему примыкает шатровая колокольня с выразительными архитектурными членениями в неорусском стиле. Далее идут - притвор и основной объем, а с востока примыкает гранёный алтарь. Это уже поздний случай граненого алтаря, вряд ли он напрямую связан с традициями деревянного строительства - но несомненно, что гранёность как таковая во многом выросла из обращения к формам деревянных храмов.

Одна из граней пятистенного алтаря: на ней филенка (углубленная плоскость), по форме такая же, как окна. А снизу - прямоугольная филеночка.
Одна из граней пятистенного алтаря: на ней филенка (углубленная плоскость), по форме такая же, как окна. А снизу - прямоугольная филеночка.

Любопытны фасады храмов: каждый фасад разделен на три прясла (прясло - это промежуток стены между вертикальными членениями, здесь - между полуколоннами). Если в древнерусском зодчестве прясла преимущественно разделялись лопатками, то тут все иначе. Здесь стену делят массивные и сильно выступающие полуколонны, как бы массивные столпы без всякого ордера. Однако - видите, как внезапно появляющийся валик "проползает" поверх столпов?

Фото фасада
Фото фасада
Вот такой загадочный валик
Вот такой загадочный валик

Архитектурная отсылка здесь есть, но - видимо, на московское соборное строительство: схожие колонки, верхняя часть которых отсечена валиком - встречаются в кремлевском Успенском соборе Фиорованти.

Фото из сети, где видны эти самые колонки Успенского собора, членящие алтарь. И по ним, и по алтарным полукружиям тоже благополучно - и узнаваемо! - ползет валик.
Фото из сети, где видны эти самые колонки Успенского собора, членящие алтарь. И по ним, и по алтарным полукружиям тоже благополучно - и узнаваемо! - ползет валик.

Правда, тут, в Никольском храме, такие полуколонны даны не на полукружиях алтарей, а прямо на фасаде. К тому же, они снабжены ордерными дополнениями - например, на полуколонках лежат квадратные блоки - абаки. Но если по классицистическим правилам следовало бы сначала "положить" абаки на колонны, а затем сверху на абаки водрузить антаблемент (вертикальную полосу). Тут ордерные элементы наползают друг на друга, - это узнаваемая черта раннего модерна: полуколонны так наложены на фасад, что находятся на том же уровне, что и антиаблемент. Когда смотришь вживую - стена грозно, почти по-барочному, расслаивается.

Фото храма из интернета
Фото храма из интернета
Абака лает - антаблемент идет
Абака лает - антаблемент идет

Три прясла на каждом фасаде - расположены симметрично: два прясла по бокам завершены просто ровными поясами карнизов, а вот центральное прясло завершается щипцом. Причем на центральном прясле антаблемент как бы пропадает, прерывается!

Такое вот решение трех прясел - плоское завершение по бокам и треугольный щипец посередине, а разделены прясла полуколоннами большого ордера (грубо говоря - полуколоннами высотой во всю стену). Похожие решения были довольно популярны в типовых храмах русско-византийского стиля.

Схожее решение прясел - у церкви Троицы в Ямской слободе, тоже Новгородчина, 1865 г. Фото из сети.
Схожее решение прясел - у церкви Троицы в Ямской слободе, тоже Новгородчина, 1865 г. Фото из сети.

Популярностью в русско-византийском стиле пользовалось и окошко-бифорий (окошко из двух арочек, объединенных сверху третьей аркой), оно встречается здесь.

Окошко-бифорий, а прямо под ним проведен ряд из прямоугольных "капелек"-гуттов
Окошко-бифорий, а прямо под ним проведен ряд из прямоугольных "капелек"-гуттов

Но сползание ордерных элементов - уже точно не от так называемой эклектики. Оно - от модерна. И поэтому версия постройки в 1904 году кажется очень-очень правдоподобной. К примеру, под некоторыми окнами спокойно проползают классицистические прямоугольные "капельки"-гутты, хотя если бы тут орудовал архитектор-классицист, гуттам бы пришлось висеть высоко над окнами, прямо под самым карнизом!

А заодно здесь немало окошек с полукруглыми завершениями и уступчатых квадратных филенок (углублений), что вместе с опавшей во многих местах побелкой - делает храм потрясающе живописным! Внутри у основного помещения церкви - скромный сомкнутый свод без каких-либо ухищрений. Кроме, разве что, распалубок над верхними окнами (распалубка видна на фото сверху слева - этакое скругление-выемка, которым окно "прорастает" в интерьер).

Фрагментарная фотография интерьера, по которому тоже бродят некие путшественники. Заметна роспись храма: снизу зеленая, отделенная орнаментом от темно-синей вверху. Еще видно, что у храма - большая солея (повышенный пол перед иконостасом), поднятая на две ступеньки над обычным уровнем пола. А по солее ходит некий человек, потирающий руки.
Фрагментарная фотография интерьера, по которому тоже бродят некие путшественники. Заметна роспись храма: снизу зеленая, отделенная орнаментом от темно-синей вверху. Еще видно, что у храма - большая солея (повышенный пол перед иконостасом), поднятая на две ступеньки над обычным уровнем пола. А по солее ходит некий человек, потирающий руки.

Вид на колокольню и отчасти на храм - в той самой рощице
Вид на колокольню и отчасти на храм - в той самой рощице

Запрятанный в небольшой рощице, грандиозный снаружи и темный, тихий изнутри - этот храм относительно цел, хотя и очутился без человеческого внимания и остается пустующим. Он вынужден ныне коротать свой твердый неторопливый кирпичный век среди дачников и борщевичных коров...

----

Сейчас я занимаюсь судьбой иного, еще более руинированного храма - деревянной Воскресенской церкви в Сторожне. Буду благодарен вашей посильной финансовой поддержке для возведения навеса над церковью! О сегодняшнем состоянии храма в Сторожне подробно пишу у себя на странице в Вк: https://m.vk.com/wall168149167_573 Реквизиты для перевода: По привязанному к карте Сбера телефону +7(911)236-32-99; ИЛЬЯ ИГОРЕВИЧ П. Назначения платежа указывать не нужно.

Огромное спасибо всем, кто откликнется и поддержит!