/Московская область/
Верея – самый маленький город Подмосковья и живет там всего пять тысяч человек. Ничего интересного в Верее не происходит, а все познавательное о нём уже написано. Этим город и прекрасен. Один из немногих городов, который действительно можно обойти за весь день, рассматривая достопримечательности и наслаждаясь природой одновременно.
Река Протва
Кажется, горожане давно поняли, в каком замечательном месте они живут, и это дает повод для оптимизма. По случаю лета и жаркой погоды существенная часть небольшого пятитысячного населения предпочла проводить время на берегу реки Протвы. По моим наблюдениям, в самом глубоком месте реки было не более одного метра, тем не менее купались в Протве и дети, и взрослые, получая одинаковое удовольствие, и заразили меня этой бесшабашной радостью.
Вода в Протве такая же прозрачная, как и неглубокая. Река разделяет город на две части, а соединяют эти части два моста – пешеходный и автомобильный. В маленьком городе всё рядом, с пешеходного моста виден автомобильный, на правом берегу – валы древнего Верейского кремля и другие главные достопримечательности, то есть исторический центр города, на левом берегу – Богоявленская церковь. Так что ничего не пропустите. С кремлевских валов просматривается почти весь город, и предстоящий маршрут складывается сам по себе.
Храмы Вереи
В современном виде Богоявленский храм с приделом Косьмы и Дамиана был построен в 1781 году, пятью годами позже возвели колокольню. В 30-е годы прошлого столетия храм, конечно, закрыли, но интересно то, что реставрационные работы провели в 60-х годах, то есть еще при советской власти, когда постановлением Совета Министров РСФСР храм был признан памятником архитектуры.
По соседней улице можно выйти обратно к реке, но уже не туда, где резвятся любители купания, а на тихий зеленый бережок. Оттуда я и увидела издали Ильинский храм – решено было посмотреть на него поближе.
Ильинская церковь (1803 г.) вблизи произвела на меня сильное впечатление. Совсем не деревенский размах. Три этажа добротного классицизма увенчаны пятью купольными главками, а рядом колокольня с крыльцом, кажется, позаимствованным из какого-то другого архитектурного стиля.
Интересно, что уже упомянутым постановлением постановлением Совета Министров РСФСР и этот верейский храм был признан памятником архитектуры. Вообще-то Ильинская церковь в годы советской власти закрылась лишь на 10 лет – в 1937 году, когда ее настоятель протоиерей Петр Пушкинский (ныне причислен к лику святых) был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне. Открылся храм в 1947 году.
Выше – фото 2011 года, заимствованное из интернета. Сейчас храм отреставрирован, и сделано это аккуратно. Я часто наблюдаю, что в попытках сберечь историю ее безнадежно гробят под слоем пластика, замазанного «ротбандом». К счастью, здесь этого не случилось. Храм я внимательно рассмотрела, но снимать не стала, так восхищена была легкостью этой пронзительно голубой махины, сливающейся с небом. Когда готовила статью к публикации, поискала подходящие актуальные фото, но... всё не то. Так что вам или придется поверить мне на слово, или приехать и посмотреть.
Зато, рассматривая Ильинскую церковь, я сняла какой-то двор позади нее, имеющий нормальный провинциальный вид – спутниковая тарелка, дрова, бузина в огороде. В Верее все как положено в маленьком городке, где одноэтажные дома – норма, а строения высотой два, а где-то и три этажа – привилегия самого центра.
К церкви Входа Господня в Иерусалим добрались уже после пяти часов, когда тяжелое августовское солнце, укрывшись за кронами деревьев, скупо цедило густой, почти оранжевый свет.
Этот храм, расположенный на окраине города, возвели в конце XVII века как собор Спасского монастыря. Сам монастырь был основан в XIV веке, а в середине XVIII упразднен. Церковь продолжала действовать как приходская, но ворота и ограда, видимо, достались храму от монастыря.
Я стремилась попасть в храм, чтобы увидеть чудотворный резной образ святителя Николая, однако, прибыли мы, когда храм уже был закрыт, да и ворота собирались закрывать – чем меньше город, тем раньше в нем ложатся спать. Лишь по недоразумению попав на территорию церкви, мы немного прошлись под присмотром бдительного прихожанина, в послушание которому было, видимо, вменено блюсти порядок. Гулять так оказалось довольно неловко, мы поторопились эвакуироваться с вверенной нашему невольному спутнику территории, но рассмотреть удивительную роспись на столбах ограды я успела. Об этих орнаментах мне ничего неизвестно, хочется верить, что они сохранились с того самого незапамятного XVII века.
Ну и, конечно, церковь Входа Господня в Иерусалим тем же постановлением Совета Министров была признана памятником архитектуры. В 60-е годы прошлого века подобное случалось – линия партии снова изогнулась, на этот раз в сторону признания исторической и культурной ценности имперского наследия. В маленькой Верее «реабилитированных» храмов оказалось целых три, а в большом Саратове лишь один. Так что, если вам повезло жить неподалеку от Вереи, не упустите возможность увидеть эти шедевры зодчества своими глазами.
Храмы, признанные советской властью архитектурными ценностями, подлежали хотя бы частичной реставрации и сохранению. Собору Рождества Христова не повезло быть включенным в приложение 2 постановления №1327.
Церковь была заложена при Иване Грозном на территории кремля, в то время верейский кремль еще сохранял свое оборонное значение. До наших дней дошла капитально перестроенная версия храма конца XVIII века. Церковь Рождества Христова на Городище была закрыта раньше других храмов Вереи – в 1924 году и простояла так до 1999 года, что сказалось на ее состоянии не лучшим образом.
Этот храм для жителей Вереи имеет особое значение, здесь в 1815 году похоронили героя Отечественной войны Ивана Семёновича Дорохова.
Генерал Дорохов
Неподалеку, на кремлевском валу, в 1913 году был установлен памятник герою. Памятник для горожан имеет особый смысл. И фанаты Дорохова (в каком еще городе вы встречали ярых поклонников героя войны 1812 года?) периодически уносят саблю. Власти города заказывают новые сабли впрок и с тем же постоянством возвращают оружие на законное место. Учитывая небольшое количество населения, можно предположить, что сабля Дорохова есть в каждом десятом доме Вереи. Чем же так покорил сердца горожан Иван Семёнович?
Дорохов родился в Туле и умер там же, а похоронить завещал себя в Верее. Освобождение Вереи стало вершиной военной карьеры прекрасного стратега и тактика, настоящего храбреца. О Дорохове я могу рассказывать долго, но... буквально пару эпизодов.
был послан с одним орудием и ротой гренадер против многочисленной толпы мятежников. Четыре раза отражал он мятежников и, наконец, потеряв при своей пушке всех канониров, действовал ею сам.
Из Русского биографического словаря А.А. Половцева
Или эпизод из начала Отечественной войны. Дорохову забыли прислать приказ на отступление, и он оставался на месте, когда же сообщение было им получено, он был уже отрезан от войск. На протяжении девяти дней генерал, маневрируя – отступая и сражаясь, пробивался к основным силам. Соединился с армией, когда его уже считали погибшим. Дорохов был таким отчаянно смелым и одновременно расчетливым с самого начала своей стремительной карьеры – чин капитана получил еще у Суворова, который отметил его храбрость.
Верея являлась важным транспортным узлом тылового снабжения наступавшего противника. В захваченном городе французы обосновались капитально: согнали местное население на укрепление насыпи, обновили крепостные коммуникации. Взять город в лобовой атаке было невозможно. Те же самые местные жители, хорошо понимавшие, как устроена новая крепость, помогли Дорохову незаметно подойти к городу, французские часовые были сняты тихо, в штыковой атаке, и отряд генерала ворвался в город, застав врасплох беспечно спавший батальон вестфальских войск.
Кутузов объявил об этом подвиге в приказе по армии, а позже генерала наградили золотой саблей, украшенной алмазами, с надписью «За освобождение Вереи». Дорохов оставил службу после Малоярославецкого сражения, в котором был ранен. Умер в 1815 году и похоронен, как вы уже знаете, в Рождественском соборе Вереи.
В 1918 году могилу вскрыли красноармейцы. Наверно, искали золотую саблю. Нашли или нет – история умалчивает, но могилу разорили, заодно уничтожили памятник. На месте памятника через некоторое время появилась... голова Маркса. В 1941 году при бомбежке один из вражеских снарядов упал на постамент, расколол его, и голова Маркса покатилась вниз. Сейчас, если встать под кремлевским валом и посмотреть вверх, туда, где небо и Дорохов, то понимаешь, сколь велико было падение головы... В 1957 году памятник Дорохову восстановили, а в 1999 году торжественно перезахоронили останки героя.
В заключение. Генерал был рода не княжеского, не Барклай, как говорится, де Толли. Иван Семёнович, по модному выражению, «сделал себя сам». Памятник ему – под стать Верее, небольшой. Они этим близки. Верея такая же. Маленькая снаружи и огромная внутри.
26.08.2018
О других городах, больших и маленьких, читайте в подборке → «Города и села».