Фотография пары мужчин в масках на юге Лондона, убегающих с лестницей и спутниковой антенной, недавно украшенной Бэнкси, ясно дала понять: люди хотят искусство Бэнкси и считают его чрезвычайно ценным. Действия преступников из Пекхэм-Рай фотографировали и снимали на видео, поэтому их риск был велик. Позднее в тот же день обоих мужчин арестовала полиция.
Поэтому если оригинальное граффити появится ночью на стене вашего дома или офиса, это может создать проблемы. В конце концов, команда Бэнкси не выпускает никаких инструкций о том, как защищать и поддерживать произведения искусства. Есть версия, якобы художник считает, что все происходящее с его изображениями, является частью первоначального творческого замысла.
Работы, хотя часто и задуманы как игра, привлекают не только толпы обычных людей, но и преступников, а еще могут повлечь за собой непредвиденные расходы.
В 2021 году два недовольных арендодателя высказались возмущение, когда Бэнкси распылил большую серебристую чайку на стену дома в Саффолке, который они сдавали. Гарри и Гокин Куттс заявили, что защита птицы и устранение последствий вандализма обходится им почти в 40 тысяч фунтов стерлингов в год, а удаление обойдется более чем в 200 тысяч.
«Я не уверен, что Бэнкси осознает непреднамеренные последствия для домовладельцев. Если бы мы могли повернуть время вспять, мы бы это сделали», — цитируют Гарри Куттса.
С тех пор пара сняла стену и теперь планирует продать произведение искусства.
Последняя серия граффити была летним развлечением, призванным поднять настроение лондонцам. Она началась с появления козы на вершине колонны сбоку от здания на мосту Кью и закончилась во вторник изображением гориллы в Лондонском зоопарке. Всего через несколько дней или даже часов после появления девяти работ на запланированные места каждая из них встретила разную реакцию. Кота через неделю сняли подрядчики, а воющего волка на спутниковой тарелке украли почти сразу.
То же самое произошло с последним рисунком Бэнкси в Пекхэме - знаком «СТОП» с нарисованными на нем тремя беспилотниками. Его сняли воры с болторезами в декабре прошлого года. Двое мужчин были арестованы в феврале.
Носорог, нанесенный на стену в Чарльтоне в воскресенье вечером, изначально «опирался» на крышу брошенного Nissan Micra. Но в 4 утра автомобиль забрал эваукатор, изменив тем самым произведение искусства навсегда.
Самое драматичное проявление отношения художника к сохранению своих работ произошло в 2018 году на аукционе Сотбис, где была выставлена его работа «Девушка с воздушным шаром». Картина, проданная более чем за 1 млн фунтов стерлингов, была автоматически уничтожена в собственной раме, пока толпа аханье зрителей. Однако комментарий Бэнкси о потребительской культуре скорее прошел незамеченным, когда картину снова продали под названием «Любовь в мусорном ведре» более чем за 19 млн фунтов стерлингов.
Звезда граффити из Бристоля далеко не первый, кто наслаждается эфемерностью своего искусства. Лауреат премии Тернера Ричард Райт также наслаждается временным статусом своих фресок и не любит попытки их сохранить. Но поклонников Бэнкси мысль о нанесении ущерба расстраивает.
Когда в марте в парке Финсбери на севере Лондона появилась яркая абстрактная картина из листьев и вскоре была испорчена, 80-летний лондонец Джил Бен Ари был расстроен. «Есть только один способ описать это: бессмысленный вандализм», — сказал он.
Попытки защитить искусство лаком или организовать профессиональный демонтаж также приводят к проблемам. Лак может навредить рисунку, а из-за пластикового покрытия появляется конденсат. Когда Бэнкси создал серию фресок по всей Украине правительство установило ударопрочное стекло и камеры видеонаблюдения для их защиты.
Британские власти приняли похожие меры предосторожности с серией Бэнкси «Великое британское пребывание» вдоль побережья Норфолка и Саффолка в 2021 году. Работы были накрыты прозрачными листами и находились под наблюдением охранников. Один из рисунков на морской стене был покрыт герметиком, чтобы не допустить попадания соленой воды.
Подводное изображение, созданное в прошлое воскресенье на полицейской будке лондонского Сити рядом с Олд-Бейли, теперь должно быть удалено, чтобы обеспечить его сохранность. Оно защищено ограждениями и полицией, пока его не заберут.