Министерство промышленности и торговли России недавно представило проект о повышении утилизационного сбора, который, по прогнозам, вступит в силу 1 октября 2024 года.
Пока же проект находится на стадии обсуждений, но есть высокая вероятность, что он будет принят.
Как рассчитывается утилизационный сбор?
Утилизационный сбор взимается за все автомобили, независимо от страны производства.
Формула расчета проста:
Базовая ставка × нормирующий коэффициент = сумма утилизационного сбора.
Размеры базовой ставки и коэффициента зависят от характеристик автомобиля и категории плательщика.
Например, для автомобиля с двигателем до 3500 см³ и возрастом до 3 лет коэффициент составляет 0,17, что эквивалентно сумме в 3 400 ₽. Если возраст автомобиля превышает 3 года, коэффициент увеличивается до 0,26, и сбор составит 5 200 ₽.
Планируемые изменения
С 1 октября 2024 года ожидается существенное увеличение ставок утилизационного сбора для разных категорий транспортных средств:
1. Для автомобилей с двигателем объемом до 3 литров, ввозимых для личного использования - изменений не будет, если автомобиль не будет продан в течение 12 месяцев после ввоза. В случае продажи сбор будет пересчитан.
2. Для автомобилей с двигателем объемом более 3 литров - коэффициент увеличится в два раза.
3. Для автомобилей, ввозимых для перепродажи - планируется поэтапное повышение ставок утилизационного сбора на 70-85% уже с 1 октября 2024 года, с последующей ежегодной индексацией на 10-20% до 2030 года.
Например, для легковых автомобилей с двигателем объемом от 1 до 2 литров сумма сбора возрастет с 306 000 ₽ до 556 200 ₽, а к 2030 году — до 1 172 400 ₽.
Пример расчета для грузовиков
Рассмотрим расчет для нового седельного тягача массой 12-20 тонн. Базовая ставка составляет 150 000 ₽. С 1 октября 2024 года коэффициент составит 16,39, что приведет к сумме сбора в 2 458 500 ₽. К 2030 году коэффициент возрастет до 29,03, и сбор составит 4 354 500 ₽.
Резюме
Если проект будет принят, ввоз автомобилей из-за границы станет экономически невыгодным. К 2030 году для многих моделей сумма утилизационного сбора может превысить стоимость автомобиля. Это неизбежно отразится на ценах как на новые, так и на подержанные автомобили, вероятно, увеличивая их стоимость на российском рынке.
Первоначально это затронет автомобили, импортируемые из Китая и других стран, не имеющих производственных мощностей в России. На данный момент полный цикл производства на территории РФ есть только у бренда Haval, а частично — у Changan, JAC и Chery.
Подобные изменения могут существенно повлиять на рынок автомобилей в России, сделав импорт машин менее привлекательным и, скорее всего, это вызовет значительный рост цен на автомобили с пробегом.