Галина Павловна, пожилая женщина шестидесяти семи лет, вернулась домой после судебного заседания, которым наконец-то закончилось разбирательство по делу. Она выиграла, но радости на душе не было.
Комнату освещал свет заходящего солнца, последние лучи осветили кудрявую голову малыша, лет пяти.
– Он так похож на него, на моего Тёму. – подумала она, и память против ее воли переместила ее в далекие-далекие годы, и в совсем другой город.
Там, она, совсем еще молодая, шла по набережной, держа за руку мальчика, очень похожего на того, который находился сейчас в комнате. Только тот мальчик был куда более радостный.
И вот уже он в ее воспоминаниях предстает перед ней в образе юноши. Он в школьной форме стоит во дворе школы и машет ей рукой. Она улыбается ему в ответ.
– Бабушка, - позвал тонкий детский голосок.
Галина Павловна потрясла головой, и воспоминания оставили ее.
– Что, Женечка? – спросила пожилая женщина.
– А папа нас сейчас видит прямо с неба, так?
–Конечно так, - сказала она малышу, проводя рукой по его детским мягким волосам.
Она уже научилась успокаивать мальчика каждый раз, когда он заводил разговор о папе. И теперь мальчик уже сам рассказывал ей периодически, что папа находится на небе, еще выше, чем звезды, его унесли туда ангелы.
Ее единственный ангел теперь, с тех пор как ушел Артем, был Женя, его маленький сын.
И Женя тоже очень любил бабушку. Кроме нее, у него теперь, можно сказать никого не осталось.
– А мама где? Она тоже на небе? – вдруг спросил он.
Галина Павловна молча посмотрела на малыша.
– Нет, Женечка, я же тебе говорила, она очень занята и не может к нам прийти. – она замолчала, потом вдруг резко вымолвила, – но с ней все хорошо!
Людмила, мама Жени, была супругой Артема и невесткой Галины Павловны.
Когда она жила с Артемом, нельзя сказать, что у нее Галиной Павловной были какие-то плохие отношения. Они общались, и даже не плохо. Да и Артемом, насколько знала бабушка, у них отношения были хорошие.
Было в ней, конечно, всегда немного надменности, но это никогда не переходило за какие-то рамки дозволенного.
А потом случилось страшное, не стало Артема.
Галина Павловна была просто раздавлена горем, а Людмила превратилась в совершенно другого человека. Как-то утром, спустя несколько недель после трагедии, она пришла к Галине Павловне и сказала:
– Забирайте в наследство! – она втолкнула Женю за порог квартиры.
Галина Павловна сразу же подняла мальчика на руки и унесла в другую комнату, плотно закрыв за ним дверь.
– Что ты делаешь, Люда! С ума что ли сошла? Это твой сын! Да разве так можно! – выговорила она на одном дыхании.
– Ну и пусть, мне его кормить не чем!
И она ушла, захлопнув за собой дверь. С тех пор Женя стал жить с бабушкой.
– Как хорошо, что он маленький совсем, не вспомнит потом.
Что случилось с Людой, Галина Павловна могла только предполагать, не то, чтобы она стала к ней плохо относиться, скорее подумала, что это горе так повлияло на рассудок женщины.
Но потом случилось еще одно событие…
Как-то раз Галина Павловна сидела на своей уютной кухоньке и пила чай, как вдруг раздался телефонный звонок. Она подняла трубку.
Голос представился помощником судьи одного из районных судов, и сообщил о дате предстоящего судебного заседания. Галина Павловна ничего не поняла и с недоумением спросила.
– Девушка, извините, Вы меня, наверное, все же с кем-то перепутали. Я ни с кем не сужусь.
– А вы, Ласточкина Галина Павловна?
–Ну да.
– Все верно, не перепутала. У вас заседание назначено. Вы ответчик.
– Позвольте, а кто истец? – дрогнувшим голосом спросила бабушка.
– Ласточкина Людмила Андреевна. Спор о наследстве.
На этом, сотрудник суда повесил трубку, оставив Галину Павловну на едине с окутавшим ее с головы до ног непониманием.
На следующий день она пошла в суд, где узнала, что невестка подала иск о разделе наследственного имущества, оставшегося после смерти Артема.
Людмила, решив, что половина квартиры и так ее, так квартира была куплена в браке, поделить нужно между тремя наследниками, ей, Женей и Галиной Павловной только оставшуюся часть, кроме этого, машину Артема и деньги, находящиеся на его счетах, почему-то тоже надлежало передать Людмиле.
– Ну нет, так не пойдет, голубушка, - подумала Людмила Петровна, - Сын родной не нужен, зато деньги отдавайте! Ну уж нет.
Галина Петровна никогда бы не пошла в суд, не поступи Людмила так с мальчонкой.
Ведь теперь бабушка должна содержать ребенка, раз мать не хочет. После трагедии Людмила оставила их семью, но вот деньги почему-то, полагает возможным прихватить с собой.
Кроме того, и квартира, и машина были куплены на деньги Галины Павловны. Тогда еще она работала, и имела возможность неплохо помогать семье.
Подаренное имущество, либо имущество, приобретенное на подаренные средства, не переходит в совместную собственность, а является личным.
Адвокат, к которому обратилась Галина Павловна, это тут же подтвердил, и добавил, что все имущество, в том числе и целая квартира, должны делиться в равных долях между тремя наследниками.
Суд Галина Павловна выиграла, но после этой истории она даже думать не могла о Людмиле. Ну как же так можно.
В памяти всплывала её наглая фраза:
– У вас не выйдет ничего, - заявила Люда свекрови, когда захотела отобрать наследственную квартиру.
Оставить родного сына, а потом идти и судиться за наследство мужа с его матерью. Этот поступок ей было не понять.
Несколько месяцев прошло с момента окончания суда, от Людмилы не было ни слуху, ни духу. Женя продолжал жить с бабушкой и уже хорошо освоился на новом месте.
Галина Павловна подрабатывала из дома, пенсии ей бы не хватило на содержание ребенка, но у нее оставалось очень много свободного времени на внука. Они много гуляли, ходили в музеи.
Женя очень любил, когда бабушка ему читала в слух разные книжки. Особенно ему нравились две сказки А.С. Пушкина про золотого петушка и сказка о царе Салтане.
Он постоянно просил их читать снова и снова. Бабушке казалось, что эти тексты она знает уже почти наизусть.
***
Одним холодным дождливым вечером, когда бабушка с внуком пили чай и разговаривала на всякие разные темы, интересующие пятилетнего ребенка (хотя, нужно отметить, развит Женя был не по годам), раздался неуверенный стук в дверь.
– Кто там? – удивленно произнесла Галина Павловна.
– Бабушка, я посмотрю! – мальчик вскочил с места и побежал к двери.
– Стой! Куда побежал, погоди, без меня никому не открывай!
Но было поздно, защелка отворилась, и Галина Павловна услышала пронзительный крик малыша:
– Мама, мама, мама!
На пороге стояла женщина.
– Да и не признать сразу, - подумала про себя старушка.
Людмила, которая всегда за собой следили (и кажется, это вообще было единственное, за чем она следила в своей жизни), всегда была красиво одета, причесана, подводила глаза и наращивала ресницы.
Сейчас же она предстала совершенно в ином облике.
Волосы были собраны в пучок, из-под осветленных волос проступили корни темно-русого оттенка. Макияжа на ней не было, и лицо ее выглядело совсем иначе.
Привычного флера надменности и след простыл. Она выглядела очень уставшей, а глаза у нее были красные, как будто она недавно перестала плакать.
– Здравствуйте, Галина Павловна! Я привезла Вам вашу машину. – неуверенно начала она. – я ее починила, там тормоза были неважные.
– Какую машину? Ту самую, из-за которой судились.
–Ну да, забирайте, она Ваша.
Людмила смотрела в пол и ноком ботинка выводила какие-то замысловатые невидимые узоры на полу.
– Да мне не нужно. – сказала бабушка. – я уже лет пять за руль не сажусь, зрение не позволяет.
– Аааааа, - протянула Людмила.
– Простите меня!- вдруг резко сказала женщина, – мне очень стыдно, и за Женю, и за этот дурацкий суд. Я не знаю. Не знаю, зачем я так поступила. Это было совершенно ужасно. Я ужасный человек. Вы наверно никогда не забудете, как я с Вами поступила.
Бабушка молча выслушала, затем сказала:
– Проходи на кухню, выпьем чая… Пойдем, пойдем.
Она указала невестке одной рукой на стул, а другой ловко подхватила женю за плечо и сказала:
– Иди ка, малыш, поиграй с машинками.
– Нееееет, - протянул Женя, - я тут буду.
Галина Павловна аккуратно взяла мальчика за руку и потянула по направлению к комнате.
Малыш сначала упирался, но потом, поняв, что сопротивление бессмысленно, покорно удалился в комнату. Галина Павловна села на против Людмилы и проговорила:
–Мы все совершаем ошибки в течении своей жизни, но пока мы живы, мы имеем возможность все исправить.
– Я бы очень хотела все вернуть, я потеряла всех моих близких людей, у меня совсем никого не осталось.
– Вернуть никогда не получится, можно только отпустить прошлое, и продолжать жить дальше. Ты не потеряла всех, у тебя есть семья – Женя и я. Не скрою, твое поведение, которое было проявлено в настолько тяжелое для нас для всех время, причинило много переживаний, особенно ребенку. Но он маленький, он не вспомнит.
– Значит, вы не запретите мне с ним видеться?
– Я? Нет, конечно. Ты – его мать. Он нуждается в тебе. Будет очень хорошо, если вы наладите с ним взаимоотношения. Он очень сильно по тебе скучал все это время.
Людмила посмотрела на свекровь с благодарностью. Она не думала, что услышит теплые слова поддержки.
– Я, Галина Павловна, просто не могла ухаживать за Женей. Я была в таком состоянии, мне ничего не хотелось, только чтобы это все закончилось.
– Я понимаю, - ласково сказала старушка. – хорошо, что у Жени есть я.
– Да, очень хорошо. – сказала Людмила, слегка улыбнувшись. – за суд простите. Я никогда не работала, и когда это произошло, я поняла, что у меня нет ни денег, ничего. Думала, машину продам.
– Люда, у тебя есть близкие люди, которые тебя всегда поддержат, ты не одна. Не нужно было предпринимать таких действий, но ничего страшного в конце концов, ты не сделала.
Они еще долго говорили на кухне. А Женя скучал в комнате, в конце концов, он не выдержал и выбежал на кухню, после чего Людмила играла с ним около полутора часов.
С того дня жизнь всех троих снова начала налаживаться.
Людмила устроилась на работу, но каждый вечер заезжала в гости к сыну и свекрови, а через месяц, стала забирать Женю к себе на выходные домой.
Сердце Галины Павловны наполнялось счастьем, она снова начала радоваться жизни. В конце концов, Женя вернулся к маме. Но бабушку свою он никогда не забывал и каждый день старался заглядывать к ней в гости.
Так жизнь продолжалась, и каждый новый день приносил новые надежды и радости. Галина Павловна больше не чувствовала одиночества и боли, потому что рядом с ней были те, ради кого она жила, ради кого боролась и побеждала.
И это было её главное достижение — создать мир, в котором её внук мог расти счастливым, зная, что он окружён любовью и заботой.
Мир, в котором она смогла объединить свою семью, несмотря на все трудности и испытания, через которые им пришлось пройти.