На самой верхушке родового дерева ярославских крестьян семейства Латышевых гордо восседает мой нуу..оочень дальний родственник по маминой линии Лукьян Матвеев (1681-1744). Матвеев, прошу заметить, это отчество, а фамилия его или Латышев или..Криушин. Почему?
Чтобы в этом разобраться, откроем источники, позволяющие уточнить личность Лукьяна Матвеева, на сегодня самого старого моего предка по мужской линии.
Открываем «Ревизские сказки. Верхоусецкий стан. 2-я ревизия 1745 г» : (село Переславцево с деревнями вошло в Угличский уезд только с образованием Ярославской губернии в 1797 г. До этого оно относилось к Верхоусецкому стану старинного Ростовского уезда)
«Тояж вотчины в деревне Иевцове мужеска полу душ которые надлежат быть в подушном окладе
По сказке 1719 года крестьян- Во дворе Григорей Кондратьев сорока девяти. У него племянник Лукьян Матвеев» ояж волости в деревне Иевцове крестьян
Написанной в прежнюю перепись в окладе
Герасим Кондратьев пятидесяти шти лет . . . . . . . 56 . . . . . . умре
У него брат родной написанной в прежнюю
перепись в окладе Григорей сорока девяти лет . . 49 . . . . . . умре
У оного Григорья Кондратьева племянник
двоюродной написанный в прежнюю перепись
в окладе Лукьян Матвеев тритцати осми лет . . . 38 . . . . . . . умре
У него Лукьяна сын написанной в прежнюю
перепись не в окладе вновь рожденной
Андрей двадцати дву лет с полу . . . . . . . . . . . . . . 22 с полу. . отпущен для промышления с печатным пашпортом
У него Андрея сын после переписи
рожденной Илья шти лет . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 6 . . . . . . . . налицо»
(Здесь нужно учитывать особенность сказок 2-й ревизии: в графе возрастов отражаются разные годы. Для умерших до 2-й ревизии крестьян приводится возраст на год 1-й ревизии. Для живых приводится возраст на год 2-й ревизии. Первая ревизия проводилась в 1719-1727 гг.)
Также Лукьян Матвеев «засветился» в переписных книгах монастырских и помещичьих крестьян Верхоусецкого стана Ярославского у. и монастырских, помещичьих, архиерейских крестьян, церковнослужителей, архиерейских иконописцев, печников, кузнецов, рассыльников, слуг и служебников Богородского, Филимонова, Подольского, Порецкого, Рождественского, Веденского, Утемского, Луцкого, Лахоцкого, Назорного станов Ростовского у.:
«Тояж вотчины в деревне Иевцове мужеска полу душ которые надлежат быть в подушном окладе
По сказке 1719 года крестьян- Во дворе Григорей Кондратьев сорока девяти. У него племянник Лукьян Матвеев"
А вот ранее, в книге переписной Ростовского уезду вотчины Борисоглебского монастыря крестьянским жилым и пустым дворам за 1709 г. по деревне Иевцево наш герой Лукьян Матвеев вообще не упоминается:
«Деревни Иевцева (в) Герасим Кондратьев сорока лет у него брат Григорий дватцети лет женат, у Герасима сын Илья шти лет».
Где он был в 1709 году и почему всплыл в более поздних документах? Архивист, «копавший» мою родословную, объясняет это так : «В это десятилетие крестьян брали на все стройки начала 18-го века - в Азов, Таганрог, Воронеж, Олонец и Санкт-Петербург, и крестьяне естественно старались разными способами уклоняться от переписи».
Во всех перечисленных выше документах фамилии крестьян обычно не писали. Но, по всей вероятности, фамилия Лукьяна Матвеевича была…Криушин. Возникает вопрос, почему у почти основателя рода Латышевых была другая фамилия? Пока я придерживаюсь версии моего архивиста, что фамилия Криушин "потерялась" в связи с ранней смертью его внука Лукьяна Андреева (как это произошло, я напишу в другом обзоре родового древа, спускаясь ниже по ветке).
Другой вопрос-а откуда тогда взялась фамилия Криушин? А она «засветилась» в ветке его правнуков, и если мы поднимемся вверх по древу, то через внук-сын как раз и добираемся до Лукьяна Матвеева (отчество) Криушина (помним, что фамилии обычно не писались).
Кстати, могли одновременно существовать и использоваться даже две фамилии: и Криушин, и Латышев. Такое встречалось достаточно часто, особенно в больших селах.