Понятие «аффилированные лица» остаётся актуальным и в 2024 году. Этот термин был официально введён в правовой оборот в 1991 году с принятием Закона РСФСР «О конкуренции» № 948-1. Позднее его заменил Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
Согласно этому закону, аффилированными лицами считаются физические или юридические лица, которые могут оказывать прямое влияние на деятельность организации. Другими словами, от них зависит, в каком направлении будет развиваться бизнес, возможны ли изменения в руководстве компании и другие важные вопросы.
1. В чем суть аффилированности.
Чтобы понять, кто считается аффилированным лицом, нужно обратиться к статье 4 Закона «О конкуренции».
Если говорить о юридических лицах, то в список аффилированных лиц входят:
— члены советов директоров, наблюдательных советов или других органов, осуществляющих управление организацией;
— единоличные исполнители органов или члены коллегиальных управленческих органов;
— компании, входящие в финансовую группу;
— крупные акционеры, владеющие более 20% акций юридического лица.
Важно отметить, что в случае с юридическими лицами, если несколько компаний действуют под одним брендом, то все члены советов директоров и других управленческих органов будут считаться аффилированными, независимо от конкретной организации.
Для физических лиц (индивидуальных предпринимателей) аффилированными считаются:
— члены семьи индивидуального предпринимателя;
— юридические лица, если физическое лицо, зарегистрированное как индивидуальный предприниматель, владеет более 20% акций компании.
2. В чем заключены отличия между аффилированными и взаимозависимые лицами.
Часто возникает путаница между понятиями «аффилированные лица» и «взаимозависимые компании». Несмотря на то, что у этих терминов есть общие черты, они также имеют и существенные различия, о которых мы расскажем ниже.
Термин «аффилированные лица» используется шире, чем «взаимозависимые». Взаимозависимость — это лишь частный случай аффилированности, поскольку это определение применяется исключительно в рамках Налогового кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь владельцем нескольких компаний и опасаетесь попасть в список аффилированных организаций, мы рекомендуем обратиться за консультацией к экспертам https://myjus.ru . Наши специалисты проанализируют возможные риски, связанные с вашей предпринимательской деятельностью, и помогут найти выход из сложившейся ситуации с наименьшими потерями.
3. В чем же еще заключены различия этих двух понятий.
Аффилированность возникает, когда юридическое или физическое лицо владеет 20 процентами акций в уставном капитале другой компании. Для признания взаимозависимости этот процент увеличивается до 25.
Чтобы граждане были признаны взаимозависимыми, также учитывается наличие отношений опекунства. В случае аффилированности этот фактор не принимается во внимание.
Взаимозависимость может быть установлена как добровольно, так и через суд, в то время как аффилированность не предусматривает таких возможностей.
4. Как доказать аффилированность лиц.
Несмотря на усилия государственных органов по разъяснению понятия «аффилированность», в российском законодательстве до сих пор не существует чётких правил, определяющих это понятие.
В 2012 году в Государственную Думу был внесён законопроект №47538-6, где авторы предложили более точное определение аффилированности. Однако до сих пор изменения в статью 53.2 Гражданского кодекса Российской Федерации не были внесены.
Что касается судебных решений об аффилированности компаний, то такая возможность существует. Суд может признать наличие как косвенной, так и прямой аффилированности между юридическими лицами на основе рассмотрения дела. Признаками, на которые обращают внимание судебные органы, могут служить различные факторы.
5. Признаки аффилированности.
Когда речь заходит о признаках аффилированности, важно обратить внимание на возможность юридического лица влиять на руководство другой компании с целью принятия важных решений.
Лицо также может быть признано аффилированным, если:
- компания выступает в роли кредитора для другой организации;
- две компании хранят свои товары на территории одного складского помещения;
- офисы двух и более компаний имеют одинаковый юридический адрес;
- две компании при взаимодействии с государственными органами представляют одно лицо;
- сотрудники, трудоустроенные в одной компании, являются персоналом другой организации.
Налоговая инспекция часто выигрывает дела с аффилированными компаниями. Если вы являетесь собственником нескольких фирм и опасаетесь попасть в список аффилированных компаний, рекомендуем проконсультироваться с экспертами https://myjus.ru . Наши эксперты проанализируют возможные риски в вашей предпринимательской деятельности и подскажут, как выйти из сложившейся ситуации с минимальными последствиями.
6. Классификация АЛ.
Говоря об аффилированности, можно выделить три большие категории компаний и юридических лиц:
Корпоративные филиалы. В эту категорию входят компании, которые связаны с головной структурой. Иногда аффилированное лицо может иметь отношения с тремя компаниями одновременно.
Розничные аффилированные лица. Эта категория появилась после распространения маркетплейсов. Компания признаётся аффилированным лицом, если через личный кабинет перепродает товары стороннего поставщика, увеличивая стоимость каждой единицы товара.
Международные филиалы. Это компании, которые создают свои филиалы в других странах для работы на международном рынке.
Аффилированные лица позволяют контролировать другие субъекты бизнеса. Однако важно помнить, что независимо от вида аффилированных лиц, их деятельность должна осуществляться в рамках закона и не наносить ущерб головной компании.
7. Сведения об аффилированных лицах: какой документ содержит полную информацию.
Публичные и непубличные акционерные общества (АО), общества с ограниченной ответственностью (ООО), унитарные предприятия и другие коммерческие организации обязаны вести реестр аффилированных лиц.
Зачем это нужно? Во-первых, государственные органы могут контролировать рынок, чтобы предотвратить его монополизацию. Во-вторых, ведение реестра помогает бороться с работой предприятий по серым схемам, включая создание фиктивных конкурентов для участия в государственных тендерах и закупках.
Для руководства головной компании реестр тоже полезен. Совет директоров сможет контролировать деятельность участников АО и минимизировать риски недружественного поглощения.
Инвесторы и партнёры могут использовать список аффилированных лиц, чтобы оценить надёжность компании. Изменения долей участников могут показать, насколько перспективна компания и стоит ли инвестировать в неё. Перед заключением сделки рекомендуется проверить контрагента.
8. Как ведется документ.
Согласно Положению Банка России от 27 марта 2020 г. № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», все компании обязаны вести реестр аффилированных лиц.
Кроме того, этот нормативный документ предписывает:
- предоставлять информацию обо всех аффилированных лицах вместе с бухгалтерской отчётностью;
- при публикации ценных бумаг, если ООО выпускает облигации или другие ценные бумаги, обязательно раскрывать информацию о связанных юридических лицах в открытых источниках;
- публиковать список дважды в год: в начале июля (информация за первые 6 месяцев года) и в начале января (сведения о деятельности связанных лиц за второе полугодие предыдущего года);
- реестр компаний должен быть доступен в течение трёх лет.
9. Какие данные содержит реестр.
В обязательном порядке документ должен содержать следующую информацию:
- основные сведения о юридическом лице;
- официальный сайт компании;
- адрес, по которому будет опубликован актуальный реестр.
При ведении списка аффилированных лиц очень важно, чтобы все имена и названия компаний были полностью указаны в документе. Если в реестр вносится физическое лицо, то необходимо указать его ИНН. Если же вносится юридическое лицо, то нужно указать его государственный регистрационный номер из ЕГРЮЛ.
Если за время действия списка произошли какие-либо изменения, то руководство акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и унитарных предприятий должно в следующем списке опубликовать данные, отражающие актуальную деятельность аффилированных лиц. Например, если доля участника возросла с 20% до 24%.
Обратите внимание! В списке аффилированных лиц обязательно должна быть информация о том, почему юридическое лицо было внесено в этот реестр. Например, необходимо указать, что компании принадлежит доля в уставном капитале больше 20%.
10. Ответственность АЛ.
Управление бизнесом — это широкие возможности для любого предпринимателя. Однако вместе с возможностями приходит и ответственность. Это касается и деятельности аффилированных лиц.
В действующем законодательстве отсутствует специальная статья, которая бы раскрывала понятие ответственности аффилированных лиц. Однако Кодекс об административных правонарушениях содержит информацию о том, какая ответственность может быть применена к уполномоченным лицам, которые неправильно ведут список аффилированных лиц.
Неисполнение обязанности по хранению реестра может повлечь за собой ответственность в виде штрафа:
- для должностного лица в размере от 2,5 до 5 тысяч рублей;
- для юридических лиц — от 200 до 500 тысяч рублей (статья 13.25 КоАП РФ).
Неисполнение обязанности по раскрытию информации или внесение в реестр заведомо ложных данных также предполагает административную ответственность в виде штрафа:
- для должностных лиц — от 30 до 50 тысяч рублей;
- для юридических лиц — от 700 тысяч до 1 миллиона рублей (статья 15.19 КоАП РФ).
11. Судебная практика.
Верховный суд РФ в своём определении по делу № А27-10323/2016 подтвердил, что юридическое лицо (ООО) использовало схему дробления бизнеса с целью снижения налоговых обязательств.
Для этого компания создала несколько компаний, которые работают по УСН (упрощённой системе налогообложения). Это было сделано для того, чтобы не превысить предельный порог доходов, который не позволил бы компании применять упрощённую систему налогообложения.
Суды трёх инстанций, которые рассматривали дело, установили, что налогоплательщик и компании, которые имеют с ним непосредственную взаимосвязь, осуществляли свою бизнес-деятельность как единый субъект.
Это подтверждается следующими фактами:
- общий штат сотрудников;
- участие одних и тех же лиц в процессе заключения контрактов всех аффилированных фирм;
- расчётные счета компаний были открыты в одном и том же банке;
- компании зарегистрированы по одному юридическому адресу;
- бухгалтерская и финансовая отчётность хранились в одном месте;
- правом первой подписи обладали одни и те же граждане.
На основании этих фактов суд принял решение о доначислении НДС, налога на прибыль, штрафов и пени налоговой компании.
12. Частые вопросы.
Как правильно заключить сделку с аффилированным лицом (АЛ)?
Если в сделке участвует аффилированное лицо, договор может привлечь внимание контролирующих органов. В сложных случаях договор может быть признан недействительным.
Сколько времени есть на то, чтобы раскрыть список аффилированных лиц?
После окончания полугодия у компании есть 5 суток для раскрытия информации об аффилированных лицах. За нарушение этого срока ответственный гражданин может быть привлечён к административной ответственности.
Чем дочерняя компания отличается от аффилированной?
В первом случае компания должна владеть не менее 50% акций, в то время как аффилированные лица могут владеть 20% акций.
13. Заключение юриста.
В 2024 году мы изучили понятие аффилированных лиц. Если у АО, ООО или унитарного предприятия есть аффилированные лица, то они должны вести Список, в котором содержится актуальная информация обо всех связанных с ними компаниях. Это необходимо потому, что ответственность за действия аффилированных лиц лежит на всех них.
Также информация об аффилированных лицах доступна в сети, и инвесторы могут её использовать, чтобы проверить благонадёжность своего партнёра и получить исчерпывающие данные о нём.
Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!