Не зовите Ассоль на свидания, ей известны исходы заранее,
Она топит в бутылках признания,
Кормит ими седой океан...
Дразнит пену лодыжками голыми, забивает цитатами голову,
Свято верит, что где счастье поровну,
Там и горе всегда пополам.
Но никто не смог однако в ее сердце бросить якорь
Сколько писем ей писали, пели гимны красоте,
Она тонкими руками гнет из писем оригами
и пускает кораблями по ревнивой по воде.
Не кормите Ассоль откровением - ваши тайные сейфы до фени ей
Лаконичным ответит терпением,
Ей хватает таких мелодрам
За спиною корзинка для практики. В ней пока только зерна романтики
Послевкусие снов, жизни фантики..
И доверие книжным словам.
Ясным днем и днем ненастным то ли участь, то ли счастье
И в режиме безопасном годы словно кость грызет.
Прикрывая голод тайной, в вечной зоне ожиданья.
Поводок из обещаний до мозолей шею трет
Не дразните Ассоль удовольствием, не лишайте иллюзий спокойствия,
Не взрывайте склады с продовольствием
на глазах у голодной толпы.
У Ассоли нет права на вольности, лишь единственный сможет пароль ввести.
А ее безлимитное «нет, прости» -
Мнимый козырь в манжетах судьбы.
Подлеца иль генерала принесет ей парус алый
Эти мелочи вторичны - такова ее модель.
Алкаши, герои, принцы, короли, шуты, убийцы -
Только элемент декора. Лишь соломинка в коктейль
Основная идея песни связана с образом Ассоль - героини повести- феерии А. Грина "Алые паруса". Семья Ассоль, чьи нравственные принципы и семейный уклад отличаются от представления о жизни жителей рыбацкой деревушки Каперны, в которой они живут, становится фактически отверженной. Они живут обособленно, практически ни с кем не общаются. Деревенские дети дразнят Ассоль, смеются и издеваются над ней. Чтобы компенсировать дочери это тотальное одиночество среди людей, отец учит её читать, рассказывает сказки, вовлекая ребёнка в идеальный мир чести, порядочности, нравственности, человеколюбия, фактически в сказочный мир. Погружению в этот иллюзорный мир способствует и встреча малышки Ассоль с Эглем, известным собирателем песен, легенд, преданий и сказок, который предсказывает ей в будущем сказочную встречу с прекрасным принцем, который приплывет на корабле под алыми парусами:
"Не знаю, сколько пройдет лет, — только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. — «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» — спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. — «Здравствуй, Ассоль! — скажет он. — Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали".
Сказка сбудется и Грэй, благороднейший морской волк, наследник огромного состояния, встретит её, полюбит и воплотит волшебный образ алых парусов.
Как любая сказка повесть заканчивается свадьбой (ну, практически).
Но весло резко плеснуло вблизи нее; она подняла голову. Грэй нагнулся, ее руки ухватились за его пояс. Ассоль зажмурилась; затем, быстро открыв глаза, смело улыбнулась его сияющему лицу и, запыхавшись, сказала:— Совершенно такой.— И ты тоже, дитя мое! — вынимая из воды мокрую драгоценность, сказал Грэй. — Вот, я пришел. Узнала ли ты меня?Она кивнула, держась за его пояс, с новой душой и трепетно зажмуренными глазами. Счастье сидело в ней пушистым котенком.
Героиня текста песни воплощает образ романтической героини.
М.Ю. Лотман (советский и российский литературовед, культуролог и семиотик, пушкинист, доктор филологических наук, профессор) пишет об этом образе так: «Идеал этот вызывал в сознании современников образ ангела, случайно посетившего землю и готового вернуться на свою небесную родину.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994. С. 65.
Она воспринимает жизнь через образы и сюжеты прочитанных книг: "ей известны исходы (свиданий) заранее", признания отправляет в бутылках в седой океан (в надежде на провидение), "свято верит, что где счастье поровну, там и горе всегда пополам" - "забивает цитатами голову", поэтому ей неинтересны откровения живых людей - "ей хватает своих мелодрам".
Как истинная романтическая героиня, она обладает высоким уровнем нравственности: её не привлекают общепринятые удовольствия, для неё "нет права на вольности, лишь единственный сможет пароль ввести". Она (и, вероятно, окружающие её люди) считает это достоинством: "безлимитное "нет, прости" - "козырь в руках судьбы".
И всё прекрасно в этом образе, даже тонкие лодыжки, Всё идеально!
Что же не так?
Желание подражать героиням книг, ждать от реального мира книжной идеальности. Ожидание своего единственного человека прекрасно, но при этом разрушительно:
- она легко отсеивает всех, кто за ней ухаживает : "никто не смог однако в ее сердце бросить якорь (вероятно, потому что они поют "гимны красоте", т.е. чему-то поверхностному, несущественному, ревнуют её, т.е. отрицают её внутреннюю чистоту и непорочность ("она тонкими руками гнет из писем оригами и пускает кораблями по ревнивой по воде");
- на ожидание этого идеального человека (принца) может быть пожертвована вся жизнь "в режиме безопасном годы словно кость грызет" (любопытный образ! Можно рассматривать как образ голода, т.к. она себе во многом отказывает, а можно рассматривать как образ наслаждения - собачники подтвердят!). Но, видимо, в тексте подразумевается всё же голод, неудовлетворённость, т.к. "прикрывая голод тайной, в вечной зоне ожиданья", хотя это может быть частное мнение заинтересованного наблюдателя, которому дружеский "поводок из обещаний до мозолей шею трет";
- но самое ужасное это то, что такая романтически настроенная барышня в итоге может получить в качестве принца под алыми парусами "подлеца иль генерала", и это будет идеально вписываться в её романтический образ ("такова её модель"): "алкаши, герои, принцы, короли, шуты, убийцы - только элемент декора, лишь соломинка в коктейль". На борьбу с зависимостями, перевоспитание, очищение возлюбленного она с радостью и терпением отдаст свою жизнь.
Характер и судьба романтической героини раскрываются в любви и жертве как высшем проявлении любви, поэтому и смерть ее чаще всего бывает связана с принесением себя в жертву любимому.
А.В. Полонская "Романтическая героиня". "Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология", 2010.
О вреде такого переноса книжных образов в жизнь писали многие авторы, например, А.С. Пушкин в повести "Метель", романе "Евгений Онегин", М.Ю. Лермонтов в романе "Герой нашего времени". Более того, они утверждали, что желание прожить жизнь как романтический герой чревато ранней смертью.
P.S. Лайки приятны, подписка сверх приятна! Вместе они поддерживают жизненные силы блога и блогера.
Всем алых парусов, любви и романтики ( в умеренных дозах)!