Найти в Дзене
Русская армия. РККА

Подвиг разведчиков, решивший исход Курской битвы. Рассказ бывшего разведчика

В данной статье будет рассказано об одном эпизоде знаменитой Курской битвы. В ходе военных операций информация о направлениях и времени планируемых ударов является строго засекреченной, что обеспечивает преимущество за счет оперативной внезапности. Согласно данным агентурной разведки, 1 июля 1943 года в ставке Гитлера было принято окончательное решение начать операцию «Цитадель» 5 июля. Советский Генштаб уже на следующее утро разослал предупреждение в войска о возможном наступлении противника в период с 3 по 6 июля. Точную дату и время начала операции предстояло определить армейской разведке. На протяжении всего июня разведка пыталась найти информацию о готовящемся наступлении фашистов, однако без пленных все усилия были тщетными. Согласно документам того времени, на участке Тагино — Красная Слободка в полосе 13-й армии генерала Пухова действовали более 12 разведгрупп, проводивших поисковые операции и устраивавших засады. Немецкое командование издало приказ о строгом наказании команди
Оглавление

В данной статье будет рассказано об одном эпизоде знаменитой Курской битвы.

В ходе военных операций информация о направлениях и времени планируемых ударов является строго засекреченной, что обеспечивает преимущество за счет оперативной внезапности.

Согласно данным агентурной разведки, 1 июля 1943 года в ставке Гитлера было принято окончательное решение начать операцию «Цитадель» 5 июля. Советский Генштаб уже на следующее утро разослал предупреждение в войска о возможном наступлении противника в период с 3 по 6 июля. Точную дату и время начала операции предстояло определить армейской разведке.

На протяжении всего июня разведка пыталась найти информацию о готовящемся наступлении фашистов, однако без пленных все усилия были тщетными.

Согласно документам того времени, на участке Тагино — Красная Слободка в полосе 13-й армии генерала Пухова действовали более 12 разведгрупп, проводивших поисковые операции и устраивавших засады. Немецкое командование издало приказ о строгом наказании командиров, на участках которых будет захвачен «язык». Со второй половины июня фашисты начали устраивать масштабные засады против наших разведчиков, что привело к значительным потерям среди армейской разведки при попытках подойти к вражеским позициям.

Незадолго до наступления противника для проверки состояния обороны в Сивашскую дивизию приехал командующий Центральным фронтом генерал ар­мии К.К. Рокоссовский. Встречаясь с офицерами-разведчиками, он категорично потребовал: «Мы должны знать время перехода Моделя в наступление. Усильте поиск!»

В 13-й армии большим опытом и профессионализмом отмечались разведчики 15-й Сивашской стрел­ковой дивизии. Ротой дивизионной разведки командовал капитан Н.С. Колесов — энергичный, решительный и талантливый офицер. Среди его подчиненных особенно выделялся лейтенант И.С. Мелешников, молодой, но уже опытный разведчик.

В первых числах июля воздушное и наземное наблюдение зафиксировало движение немецких частей к переднему краю, что указывало на подготовку противника к наступлению на Курск. Однако, уже 4 июля ситуация на фронте начала резко меняться. Перед позициями войск Центрального фронта не было зафиксировано никакого движения. Более того, оперативная разведка выявила перемещение танков, автомобилей и тягачей в 150-200 километрах южнее Харькова, по дорогам Донбасса в западном и восточном направлениях. Казалось, что войска противника оттянулись от Курской дуги и направились в Донбасс. Такое неожиданное изменение поведения врага усилило настороженность нашей разведки. Проанализировав все поступившие данные, советские командиры пришли к выводу, что противник завершил перегруппировку сил и готовится к решающему наступлению.

Накануне сражения наше командование на Орловско-Курской дуге разработало план артиллерийской контрподготовки. Чтобы она была максимально эффективной, требовалось с высокой точностью — до часа, а лучше и до минут — определить момент, когда противник выйдет из укрытий и приготовится к атаке. Именно в этот критический момент его войска наиболее уязвимы, что позволяет нанести им значительные потери.

В этой ситуации задача захвата надежного «языка» приобрела первостепенную важность.

Было принято решение ночью отправить на задание две группы наиболее опытных разведчиков. В первую группу вошли дивизионные разведчики, а во вторую — бойцы 676-го полка. Задачей полковых разведчиков было скрытно подобраться к траншеям противника к востоку от поселка Тагино и организовать засаду.

Дивизионным разведчикам под командованием лейтенанта Мелешникова задача была еще более усложнена. Они должны были попасть на высоту 256 в районе совхоза «Садовод» (поселок Тагинский, Глазуновский район, Орловская область). Данная точка была превращена гитлеровцами в крепкий оборонительный пункт, с которого хорошо просматривались позиции наших войск.

Операция по поимке "языка"

Ночь на 5 июля была теплой и тихой, без слышимых выстрелов, звуков танков или разговоров. Разведчики, под командованием майора Савинова и капитана Колесова, выдвинулись к траншеям боевого охранения и, к десяти часам вечера, когда начало смеркаться, скрылись в темноте, направляясь к высоте 256. Они пробирались через высокую траву и вскоре оказались в лесистой балке.

Внезапно на фоне темного горизонта появились фигуры, спускавшиеся по склону балки прямо к разведчикам. Издали послышалась приглушенная немецкая речь. Оказалось, что вражеская группа, состоявшая в основном из саперов и нескольких автоматчиков, направлялась к минному полю для создания проходов. Разведчики дождались, пока саперы полностью спустятся в балку, и затем, по команде лейтенанта Мелешникова, атаковали врага.

Группа разведчиков, которые захватили «языка» (июль 1943 г.)
Группа разведчиков, которые захватили «языка» (июль 1943 г.)

В скоротечном бою было уничтожено 14 немецких солдат, двое из них попытались убежать, а один был захвачен в плен. В это время вторая группа немцев, находившаяся на склоне балки, в панике от неожиданного нападения бросилась в бегство. В ответ фашисты открыли огонь из орудий, и наши батареи немедленно открыли ответный огонь, прикрывая разведчиков. Во время артиллерийского обмена разведчики обеспечили защиту захваченному «языку». Когда стрельба немного утихла, разведгруппа без потерь вернулась к своим.

Начальник разведки Савинов на месте начал допрос пленного, ефрейтора Бруно Фермелло из отдельной роты саперного батальона. Пленный сообщил, что наступление намечено на два часа по берлинскому времени, что соответствует трем часам утра по нашему времени. Полученные сведения были сразу же переданы в штаб. До начала атаки оставалось всего три часа.

Превентивный удар

Когда информация о времени начала наступления немцев поступила командующему фронта, до указанного срока оставалось чуть больше часа. К.К. Рокоссовский оказался перед сложной задачей: как действовать в такой ситуации? Времени на запрос в Ставку уже не было, а промедление могло обернуться серьезными последствиями.

С одобрения представителя Ставки Г.К. Жукова, который прибыл накануне, Рокоссовский сразу отдал приказ командующему артиллерией фронта открыть огонь. Войскам был направлен срочный шифрованный приказ с кодовым названием «Солнце». В 2 часа 20 минут 5 июля по вражеским позициям и их батареям обрушился огонь более 600 орудий, 460 минометов и 100 реактивных установок М-13 — известных как «Катюши». Позднее выяснилось, что немцы планировали начать свою артиллерийскую подготовку в 2 часа 30 минут. Вот какой бывает иногда цена десяти минут на войне!

Немецкие войска были ошеломлены и подумали, что это советская сторона начала наступление. Захваченные в плен солдаты подтвердили, что наша артиллерийская контрподготовка стала полной неожиданностью для врага. Она нанесла значительный урон их артиллерии и нарушила связь, систему наблюдения и управления. Противник также понес потери в живой силе.

-2

Для того чтобы привести свои силы в порядок, врагу потребовалось около двух часов. Лишь в 4 часа 30 минут они смогли начать свою артиллерийскую подготовку. Из 130 батарей, обнаруженных нашей разведкой в зоне 13-й армии, только 58 ответили огнем. В 5 часов 30 минут на позиции советских войск обрушились массы немецких танков и пехоты, что ознаменовало начало Курской битвы.

Если вам была интересна данная статья, нажмите на кнопку нравится и подпишитесь на канал. Всех благ!