Цезарь никому ничего не должен. Ни Рокко, ни его братьям…
Говорит Ален Делон в образе Цезаря из фильма «Астерикс На Олимпийских Играх».
Однако, позволю себе, дорогой кинозритель, не согласиться с мнением одного из главных европейских актёров двадцатого века. Фильму «Рокко и его братья» и режиссёру Лукино Висконти Делон всё же должен, и больше, чем они ему.
Роль итальянского боксёра по имени Рокко сделала из Делона, восходящей звезды Франции, звезду общеевропейского масштаба, вписала его имя в историю мирового кино, и даже сблизила актёра с творчеством Достоевского. Так в чём же секрет этой лучшей роли Делона?
Фильм «Рокко и его братья» рассказывает о том, как из нищей южной деревни в большой город Милан переезжает деревенская семья Паронди из матери и четверых её взрослых сыновей. Мы наблюдаем, как вся эта орава начинает обживаться в нищем районе, в подвальчике, который подыскал для семьи пятый брат, уже осевший в Милане.
Братья Паронди пытаются найти работу, и каждый из них проходит испытание городской жизнью на прочность. В центре сюжета судьбы двух братьев: Симоне и Рокко.
Они оба начинают боксёрскую карьеру, и скоро в жизни обоих важнейшую роль сыграет девушка, проститутка по имени Надя. Закончится всё трагедией, которая возвысит одного из братьев и уничтожит другого.
В современных российских реалиях это была бы история о «понаехавших» из глубинки или о мигрантах в Москве – очень легко сейчас представить её у нас. К слову о нас, образ Рокко частично имеет русские корни и ведёт к роману Достоевского «Идиот», персонаж Делона соответствует образу всепрощающего князя Мышкина - режиссёр и актёр при создании образа основывались именно на нём. Сам же трёхчасовой кинороман, основанный на книге Томаса Манна "Иосиф и его братья", разделён на четыре части, названные по именам взрослых братьев: Винченцо, Симоне, Рокко, Чиро. История охватывает несколько лет и немного напоминает сюжет фильма "Москва Слезам Не Верит", но только в мужской, более острой и трагичной версии.
Интересно, что Делон здесь совсем не классический. Нам известен привычный образ актёра – это такой холодный ангел, красивый, печальный, задумчивый и отрешённый. И достаточно скупой на эмоции, которые всегда скрыты под маской. Таковы его герои в фильмах «Самурай», «Красный Круг», «Леопард», «Затмение». Мы знаем его, можем его представить - и это тот звёздный Делон, который уже покрылся непроницаемым идеальным мрамором, и даже печальный взгляд уже какой-то неземной, в никуда.
Но в роли Рокко актёр другой. Да, в нём есть узнаваемая меланхолия и отрешённость. Но это лишь часть образа, задуманного режиссёром Висконти. Гораздо более важные черты – эмоциональность, ранимость и наивность Рокко. Здесь Делон удивительно пластичен: все страсти героя-итальянца(не-француза), всё многообразие его эмоций явлено зрителям в полном объёме, и в сочетании со знакомой нам отрешённостью рождает уникальный образ. Лёд и пламень, соединённые классиком итальянского и мирового кинематографа в персонаже Рокко не оставят равнодушным никого из зрителей. Отмечу, что Ален Делон в этой роли ещё и продемонстрировал свои прекрасные боксёрские навыки и хорошую форму, приобретённую актёром, судя по всему, на армейской службе.
Так каким же получился итальянский всепрощающий князь Мышкин в исполнении Делона? Далее будет много спойлеров, поэтому рекомендую сначала посмотреть фильм, если не смотрели. Немного может смутить излишний драматизм и устаревший пафос отдельных сцен, а также некоторые совпадения: например, как удачно Надя и Рокко встретились во время его службы. Но все эти минусы не смогут испортить вам просмотр шедевра мирового кино. Итак, к сюжету.
ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК
В начале двигателем сюжета является Симоне, старший брат из семьи Паронди. Он, мечтая стать чемпионом в глазах Нади, начинает свой путь в спорт. Любопытная сцена, как Надя, при первом же визите в подвальчик семьи Паронди, присматривает себе лучшего из братьев. Почему она выбирает именно Симоне? Моя версия: Надя чуть заигрывая со всеми, замечает, что мать братьев психологически старается защитить именно любимейшего из сыновей. Девушка-хищница замечает это и определяет, что Симоне - это самый ценный мужчина для матери, а, следовательно, самый лучший. Роковая ошибка, но мизансцена выстраивается следующим образом:
И вот влюблённый Симоне, вместе с Рокко, занимается боксом и мечтает сделать карьеру в этом спорте. Прогресс Симоне замечает Чекки, владелец профессионального боксёрского клуба, и предлагает Симоне тренироваться у него и драться за деньги. Молодой боксёр начинает выигрывать бои и встречаться с Надей, из-за которой окончательно теряет голову.
Но беда в том, что Симоне показан нам, как самый старший, самый любимый и разбалованный матерью ребёнок из всех пяти братьев. И, как следствие, он самый эгоистичный, ленивый и капризный. Он ждёт, что всё в жизни будет преподноситься ему на блюде. После первых побед Симоне расслабляется, уходит в загулы и постепенно начинает терять и результаты в боксе и любовь Нади.
Рокко же на этом этапе истории почти незаметен. Он тихий, скромный, задумчивый, боксирует в любительском зале и работает в прачечной. Девушки смеются над ним, стеснительным и неуклюжим деревенщиной. Единственное, для чего нужен Рокко – это чтобы лентяй и гуляка Симоне занимал у него по ползарплаты за раз. И смиренный герой Делона с радостью даёт деньги.
Его служение старшему брату доходит до крайней формы не сразу. Но ярко проявляется далее по сюжету, когда Симоне соблазняет и обворовывает хозяйку прачечной, а Рокко, который узнаёт об этом, хранит тайну даже от самого Симоне. Персонаж Делона покорно воспринимает подозрения в краже и собственное увольнение.
Затем, после нескольких лет армейской службы, Рокко начинает встречаться с той самой распутной девкой Надей, которая бросила Симоне. Падшая девушка видит в Рокко чистого и неиспорченного юношу, который буквально ослепляет её своим ангельским милосердным сиянием. Рокко признаётся Наде:
- Мне вас очень жаль.
- Забавный комплимент. Я, наверное, неважно выгляжу. Чтобы ты делал на моём месте?
- Я бы надеялся, ничего бы не боялся и верил
- Во что?
- Не знаю. Во всё.
- И в тебя тоже?
- И в меня.
- Мы увидимся, когда ты вернёшься в Милан?
- Да, увидимся
- Тогда может быть, ты попробуешь научить меня верить?
– Да.
Надя влюбляется и начинает встречаться с Рокко. Впервые в жизни она встречает мужчину, с которым ей так хорошо: ей хочется стать лучше и чище рядом с ним, она чувствует, что прошлая распутная жизнь наконец позади. Но ангельское милосердие Рокко по отношению к ней оказалось ложным. Ведь брат Симоне после двух лет разлуки всё ещё любит Надю и до безумия ревнует её к брату. В припадке ярости Симоне совершает ужасный поступок: избивает Рокко и насилует Надю в его присутствии, пытаясь утвердить свою власть над несчастной девушкой. Но самое главное, что происходит после этого.
Центральный момент, где персонаж Делона раскрывается, происходит в классической сцене на крыше собора, среди мраморных ангелов, на большой высоте от городских улиц. Надя и Рокко встречаются там после той страшной ночи. Рокко сообщает шокированной Наде о том, что они расстаются. И это только начало.
Мы понимаем, что Рокко простил своего брата за всё. И более того, он обвиняет во всём саму Надю, которая, по его мнению, сделала из Симоне такого жестокого человека.
Рокко просит свою девушку вернуться к Симоне, ведь без неё старший брат совсем деградирует. Надя считает Рокко сумасшедшим, а Симоне ненавидит. Но волей обстоятельств, да и с "благословением" Рокко, возвращается ко всё более уничтожающему себя Симоне. Болезненная, тёмная и порочная страсть вновь вспыхивает между ними - даже после изнасилования. При этом бухать и деградировать Симоне не перестаёт.
Насколько же Рокко любит своего брата, что так жертвует девушкой? Но дальше больше, он жертвует собой: Рокко берёт на себя все долги Симоне перед его покровителем Чекки. А это огромные деньги. Чтобы их выплатить, Рокко принимает на себя крест Симоне, и превращается в дисциплинированного боксёра, заменяя пьющего брата. Так начинается становление чемпиона Рокко, а падение Симоне продолжается.
Рокко, как гладиатор, жертвующий собой, вновь и вновь выходит на ринг вместо Симоне – и становится звездой. Насколько тяжело ему, блаженному, быть в этом агрессивном спорте мы видим в сцене, где герой Делона сидит перед младшим братом в слезах после победы нокаутом:
- Знаешь, Чиро, мне совсем не трудно было его победить. Мне казалось, что передо мной был кто-то другой. Которого я ненавижу. На которого мог бы обрушить всю свою ненависть, что накопилась во мне. Это ужасно. Я не знал, что могу так ненавидеть.
А дальше – ещё жёстче. Симоне, опустившийся на самое дно, теряет свою Надю. Вот что девушка говорит матери Симоне о нём самом, перед тем как покинуть их дом:
- Он ничего не умеет. Не умеет работать, даже воровать толком не умеет. Да-да, ты прекрасно поняла, я сказала "воровать".
- Это ты, проклятая шлюха, его погубила. Он был лучшим из моих сыновей. Но ты увидишь каким он станет, когда от тебя избавится.
- Симоне человек конченный. И это моя работа. Я этого хотела. А теперь я могу уходить. Можешь и Рокко передать это приятное известие. Пусть он наконец поймёт, кому принёс меня в жертву.
Симоне преследует Надю после её ухода и совершает самое тяжкое преступление. Момент наивысшего триумфа Рокко на боксёрском турнире монтажно совпадает с моментом нижайшего падения Симоне и смертью Нади.
Старшему брату грозит тюрьма, но Рокко снова пытается его спасти – и прячет от полиции. В конце концов Симоне всё же попадает в тюрьму.
Дорогой кинозритель наверняка задаётся вопросом: почему Рокко настолько привязан к брату? Его безумное, «идиотическое» самопожертвование переходит все мыслимые пределы ради животного по имени Симоне. Но старший брат так и остаётся животным – и даже становится ещё хуже. Что движет Рокко?
У меня есть одна крамольная догадка: Рокко любит Симоне не просто братской любовью. А какой-то запретной, безотчётной и бешеной любовью. Это многое бы объяснило. Ведь, всё-таки, и режиссёр Лукино Висконти был другой ориентации, и возможно, тема вот такой нетрадиционной, но платонической любви была заложена им подспудно. Но сводить весь смысл такого глубокого фильма только к этому мотиву – самое примитивное, зачем нам себя обкрадывать. Ведь главная тема другая.
РАСПАД СЕМЬИ
Вот что говорит сам режиссёр Лукино Висконти:
«Я часто в своих фильмах рассказываю историю семьи, историю её саморазрушения и разложения. И рассказываю эти истории так, как рассказал бы реквием, потому что считаю более правильным и своевременным рассказывать трагедии. Человеческие конфликты в моих картинах достигают наивысшего накала. Персонажи фильмов, по своей воле или вынуждаемые обстоятельствами, оказываются, в конце концов, наедине с самими собой…»
Рокко, несмотря на всю его безумную жертвенность, не смог остановить распад семьи Паронди, и каждый из членов этой семьи остался наедине с самим собой. Рокко против воли стал звездой бокса, Симоне угодил в тюрьму, Винченцо, приспособленец, женился ради квартиры. Лишь Чиро, самый здравомыслящий брат из всех, честно трудится простым мастером на легендарном автозаводе «Альфа-Ромео» и находит свою любовь.
Неслучайно именно слова Чиро подводят итог всей истории в разговоре с самым младшим братом Лукой :
- Когда мы приехали в Милан пять лет тому назад, то именно Симоне растолковал мне то, чего Винченцо не понимал. Он говорил, что у нас на Юге, в деревнях, людям живётся немногим лучше, чем скотине: они должны повиноваться хозяину и работать на него. Он объяснил мне, что нужно бороться за свои права, но человек не должен забывать и о своих обязанностях. А Симоне забыл об этом. Поэтому с ним всё это и случилось. Большой город его испортил и озлобил.
Чиро поднимает здесь одну из важнейших тем фильма: отношения города и деревни.
ГОРОД И ДЕРЕВНЯ
Эта тема фильма всё так же остро звучит в современности: проблема урбанизации. Переселение крестьян в город делает их свободными от землевладельцев, но создаёт другие оковы. Крестьянам вместо свободной земли уготованы города, а там – арендные или ипотечные квартиры и низкоквалифицированный труд. А если крестьяне не хотят в город, то происходит то, о чём говорит сам Рокко:
- На Родине у меня были друзья, замечательные ребята. Работящие, весёлые, но такие бедные. Вы даже себе не представляете. И вот однажды им всучили по клочку земли. Чтобы они могли думать, что и они хозяева. Но земля эта была такая плохая, что, сколько они ни бились, ничего не могли с неё получить. В конце концов эти несчастные взбунтовались. На них надели наручники. И отправили в тюрьму. Кому дали год, кому два.
- Жаль ребят. Потому-то вы и бежите в города, на север?
- Если бы я мог, я бы остался там
- А разве Милан тебе не нравится?
- Нравится, но не в этом дело. Нужно, чтоб людям везде было хорошо. Чтобы не приходилось бежать из родных мест. Мне кажется, что я никогда не смогу привыкнуть к большому городу. Потому что я родился и провёл детство в деревне. А там ведь совсем другая жизнь, там и люди другие. Правда некоторые привыкают быстро, становятся во всём похожи на городских жителей. Но у меня это почему-то не выходит.
Но ведь жизнь продолжается, и вчерашним крестьянам приходится адаптироваться к городской жизни – к её условиям, проблемам, и, что гораздо важнее, к её соблазнам. И насколько бывает непредсказуемой это превращение в горожан.
Мы видим, как после некоторого времени в городе, «деревенская» семья Паронди начинает разрушаться. Рокко сопротивляется этому всеми силами, стараясь сдержать распад, он думает о том, что всё должно быть как раньше, представляет себе потерянный рай:
- Я бы хотел сказать, что пусть не скоро, но всё-таки когда-нибудь я вернусь на нашу Родину. А если это не удастся мне, то может быть кто-нибудь из вас это сделает, кто-нибудь из вас вернётся на нашу землю. Запомни, Лука. Во всей Италии нет места лучше, чем наши края. Нигде больше нет таких оливковых рощ, таких лунных ночей, таких изумительных радуг.
Герой Алена Делона грезит о возвращении на родину, в деревню, хотя мать, Розария Паронди, проклинала старую жизнь и желала сыновьям совершенно другую, на её взгляд, лучшую:
- Я привезла вас в большой город, чтобы вы не надрывались на этой проклятой земле, которая свела в могилу вашего отца.
Как это противоречие разрешается в фильме? Мы подходим к самому важному.
КТО ЖЕРТВА?
Рокко вспоминает многовековые деревенские обычаи и традиции. В этом есть нечто исконное, дохристианское, какая это глубинная языческая сила:
- Помнишь, Винченцо? Когда у нас начинали строить дом, то был такой обычай. Его свято соблюдали. Десятник бросал камень в тень первого человека, который проходил мимо.
- Зачем? - спрашивает Лука
- Чтобы дом быстро рос, простоял долгие годы, нужна жертва.
В кадре при этих словах появляется фотография Симоне – и буквально сразу же семья узнаёт о его преступлении, об убитой Наде.
Но так кто же всё-таки жертва, принесённая ради благополучия дома Паронди – Симоне или Надя? На мой взгляд – это сам Рокко, посвятивший свою жизнь непутёвому брату и выплате его долгов, проливая свой пот, кровь и слёзы на боксёрском ринге.
И когда Рокко вспоминает об этом обряде, для нас открывается, возможно, истинная тема фильма: человек на сломе эпох. Кончается эпоха традиционная, земледельческая, длившаяся в мире целыми тысячелетиями. В двадцатом веке количество городского населения впервые в истории превысило количество сельского. Новая эпоха – мир городов и промышленности. А затем двадцать первый век - цифровая эпоха информации и развлечений. Всё дальше от нас та аграрная эпоха, в которой человечество провело большую часть своей истории. Но сто лет, в контексте истории человечества, это очень мало. Это лишь начало переходного этапа. И режиссёр Лукино Висконти запечатлел этот слом эпох в Италии, показал образы людей, которые выброшены из привычной среды и адаптируются в новой среде, переносят своё мировоззрение, то, с чем веками жили их предки, на новую эпоху и новые обстоятельства.
И конечно, в новых условиях кто-то адаптируется, кто-то погибает, кто-то, возможно, сходит с ума. Всё это очень сложный и противоречивый процесс, но наступление новой эпохи невозможно сдержать. И люди, такие как семья Паронди, обладают лишь прошлым, и этот опыт прошлого находит отражение в их новой городской жизни. Ведь даже когда эпоха меняется, что-то в человеке остаётся неизменным, некие накопленные тысячелетиями внутренние ценности, морально-нравственные абсолюты: «семья превыше всего», «любовь и прощение спасёт мир». И человек применяет эти ценности к новым условиям, опирается на некий моральный стержень.
Носителем такого внутреннего стержня в этой истории является Рокко. Тот, кто не имеет никакой твёрдости в эпоху перемен, тот может сгинуть, поддаться своим страстям, ложным навязываемым желаниям и погубить себя, как губит себя Симоне, несмотря на все усилия Рокко. Он слишком порочный, слабохарактерный - и беспомощный в новом мире. Рокко - сильнее, он подтвердждает верность своим семейным принципам: ставит семью выше себя, выше своей собственной жизни в этих же обстоятельствах.
Это как в школьном курсе химии: основание плюс кислота равно соль плюс вода. Основание в этом уравнении - это семья, кислота - городские трущобы и шире, новый мир, а соль - это сам Рокко, его самоотверженное, самоуничтожающее служение брату и семье. Вода, как текучая, изменяющаяся субстанция – это, пожалуй, те братья, которые в итоге нашли себя и адаптировались в этой новой жизни: Чиро и Винченцо. А основанию в этой формуле уготован распад. Само проявление Рокко в качестве героя вызвано кризисом, в который погружается семья Паронди в связи с переездом и полным изменением своего уклада.
В финальном диалоге Чиро и Лука рассуждают о деревне:
- Знаешь Чиро, я тоже поеду в деревню, если Рокко туда вернётся.
- Рокко святой, но всё прощать людям тоже нельзя... Вряд ли там что-нибудь изменилось. Со временем туда конечно придёт новая жизнь. Потому что и там люди скоро поймут, что мир уже не тот. Но я твёрдо уверен, что новый мир будет честным и справедливым –
но Чиро прерывает гудок: перерыв окончен, рабочему пора на работу, за станок, рассуждений на сегодня достаточно.
И фильм кончается не на Чиро, а на другом брате, самом младшем – Луко Паронди, он любил и понимал Рокко больше, чем остальные братья. Он любуется плакатами турнира, где будет драться его брат. Он мечтает, как и Рокко, однажды вернуться в свою деревню, в тот потерянный рай, и именно на самого младшего брата Рокко возлагает свои надежды на возвращение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершается фильм кадром с Луко, уходящим вдаль, мимо рабочих завода, где трудится Чиро, мимо плакатов с боксёром-Рокко. Впереди новый путь, который у каждого свой. Уходящий вдаль Луко – это, конечно, символ новой жизни, новых перемен, новых трудностей - и Луко уже идёт им навстречу, вдохновлённый уроком "святого" брата Рокко...
Вот таким получился разбор фильма, важнейшего для старта карьеры Алена Делона. Совсем недавно он ушёл. Светлая память актёру, и большое счастье, что он и его талант никуда от нас не уйдут - великий Делон остался с нами, кинозрителями, в своих образах из прекрасных фильмов: он и вечной молодой Рокко, и хладнокровный Самурай, и ироничный Юлий Цезарь.
"Цезарь бессмертен" - правдиво произнёс Делон в этом образе. Он навсегда: во всех своих ролях, в любом возрасте и в любое время он с каждым из нас, кинозрителей. Нам лишь нужно уделить немного внимания, чтобы талант актёра открылся для нас вновь в потрясающих бессмертных картинах, таких, например, как "Рокко и его братья".