Найти в Дзене

"РОККО И ЕГО БРАТЬЯ" - ПОЧЕМУ ЭТО ЛУЧШАЯ РОЛЬ АЛЕНА ДЕЛОНА?

Оглавление
Цезарь никому ничего не должен. Ни Рокко, ни его братьям…

Говорит Ален Делон в образе Цезаря из фильма «Астерикс На Олимпийских Играх».

Однако, позволю себе, дорогой кинозритель, не согласиться с мнением одного из главных европейских актёров двадцатого века. Фильму «Рокко и его братья» и режиссёру Лукино Висконти Делон всё же должен, и больше, чем они ему.

Роль итальянского боксёра по имени Рокко сделала из Делона, восходящей звезды Франции, звезду общеевропейского масштаба, вписала его имя в историю мирового кино, и даже сблизила актёра с творчеством Достоевского. Так в чём же секрет этой лучшей роли Делона?

-2

Фильм «Рокко и его братья» рассказывает о том, как из нищей южной деревни в большой город Милан переезжает деревенская семья Паронди из матери и четверых её взрослых сыновей. Мы наблюдаем, как вся эта орава начинает обживаться в нищем районе, в подвальчике, который подыскал для семьи пятый брат, уже осевший в Милане.

-3

Братья Паронди пытаются найти работу, и каждый из них проходит испытание городской жизнью на прочность. В центре сюжета судьбы двух братьев: Симоне и Рокко.

-4

Они оба начинают боксёрскую карьеру, и скоро в жизни обоих важнейшую роль сыграет девушка, проститутка по имени Надя. Закончится всё трагедией, которая возвысит одного из братьев и уничтожит другого.

-5

В современных российских реалиях это была бы история о «понаехавших» из глубинки или о мигрантах в Москве – очень легко сейчас представить её у нас. К слову о нас, образ Рокко частично имеет русские корни и ведёт к роману Достоевского «Идиот», персонаж Делона соответствует образу всепрощающего князя Мышкина - режиссёр и актёр при создании образа основывались именно на нём. Сам же трёхчасовой кинороман, основанный на книге Томаса Манна "Иосиф и его братья", разделён на четыре части, названные по именам взрослых братьев: Винченцо, Симоне, Рокко, Чиро. История охватывает несколько лет и немного напоминает сюжет фильма "Москва Слезам Не Верит", но только в мужской, более острой и трагичной версии.

-6

Интересно, что Делон здесь совсем не классический. Нам известен привычный образ актёра – это такой холодный ангел, красивый, печальный, задумчивый и отрешённый. И достаточно скупой на эмоции, которые всегда скрыты под маской. Таковы его герои в фильмах «Самурай», «Красный Круг», «Леопард», «Затмение». Мы знаем его, можем его представить - и это тот звёздный Делон, который уже покрылся непроницаемым идеальным мрамором, и даже печальный взгляд уже какой-то неземной, в никуда.

-7

Но в роли Рокко актёр другой. Да, в нём есть узнаваемая меланхолия и отрешённость. Но это лишь часть образа, задуманного режиссёром Висконти. Гораздо более важные черты – эмоциональность, ранимость и наивность Рокко. Здесь Делон удивительно пластичен: все страсти героя-итальянца(не-француза), всё многообразие его эмоций явлено зрителям в полном объёме, и в сочетании со знакомой нам отрешённостью рождает уникальный образ. Лёд и пламень, соединённые классиком итальянского и мирового кинематографа в персонаже Рокко не оставят равнодушным никого из зрителей. Отмечу, что Ален Делон в этой роли ещё и продемонстрировал свои прекрасные боксёрские навыки и хорошую форму, приобретённую актёром, судя по всему, на армейской службе.

-8

Так каким же получился итальянский всепрощающий князь Мышкин в исполнении Делона? Далее будет много спойлеров, поэтому рекомендую сначала посмотреть фильм, если не смотрели. Немного может смутить излишний драматизм и устаревший пафос отдельных сцен, а также некоторые совпадения: например, как удачно Надя и Рокко встретились во время его службы. Но все эти минусы не смогут испортить вам просмотр шедевра мирового кино. Итак, к сюжету.

ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК

В начале двигателем сюжета является Симоне, старший брат из семьи Паронди. Он, мечтая стать чемпионом в глазах Нади, начинает свой путь в спорт. Любопытная сцена, как Надя, при первом же визите в подвальчик семьи Паронди, присматривает себе лучшего из братьев. Почему она выбирает именно Симоне? Моя версия: Надя чуть заигрывая со всеми, замечает, что мать братьев психологически старается защитить именно любимейшего из сыновей. Девушка-хищница замечает это и определяет, что Симоне - это самый ценный мужчина для матери, а, следовательно, самый лучший. Роковая ошибка, но мизансцена выстраивается следующим образом:

-9

-10
-11

И вот влюблённый Симоне, вместе с Рокко, занимается боксом и мечтает сделать карьеру в этом спорте. Прогресс Симоне замечает Чекки, владелец профессионального боксёрского клуба, и предлагает Симоне тренироваться у него и драться за деньги. Молодой боксёр начинает выигрывать бои и встречаться с Надей, из-за которой окончательно теряет голову.

-12

Но беда в том, что Симоне показан нам, как самый старший, самый любимый и разбалованный матерью ребёнок из всех пяти братьев. И, как следствие, он самый эгоистичный, ленивый и капризный. Он ждёт, что всё в жизни будет преподноситься ему на блюде. После первых побед Симоне расслабляется, уходит в загулы и постепенно начинает терять и результаты в боксе и любовь Нади.

-13

Рокко же на этом этапе истории почти незаметен. Он тихий, скромный, задумчивый, боксирует в любительском зале и работает в прачечной. Девушки смеются над ним, стеснительным и неуклюжим деревенщиной. Единственное, для чего нужен Рокко – это чтобы лентяй и гуляка Симоне занимал у него по ползарплаты за раз. И смиренный герой Делона с радостью даёт деньги.

-14

Его служение старшему брату доходит до крайней формы не сразу. Но ярко проявляется далее по сюжету, когда Симоне соблазняет и обворовывает хозяйку прачечной, а Рокко, который узнаёт об этом, хранит тайну даже от самого Симоне. Персонаж Делона покорно воспринимает подозрения в краже и собственное увольнение.

-15

Затем, после нескольких лет армейской службы, Рокко начинает встречаться с той самой распутной девкой Надей, которая бросила Симоне. Падшая девушка видит в Рокко чистого и неиспорченного юношу, который буквально ослепляет её своим ангельским милосердным сиянием. Рокко признаётся Наде:

- Мне вас очень жаль.
- Забавный комплимент. Я, наверное, неважно выгляжу. Чтобы ты делал на моём месте?
- Я бы надеялся, ничего бы не боялся и верил
- Во что?
- Не знаю. Во всё.
- И в тебя тоже?
- И в меня.
- Мы увидимся, когда ты вернёшься в Милан?
- Да, увидимся
- Тогда может быть, ты попробуешь научить меня верить?
– Да.
-16

Надя влюбляется и начинает встречаться с Рокко. Впервые в жизни она встречает мужчину, с которым ей так хорошо: ей хочется стать лучше и чище рядом с ним, она чувствует, что прошлая распутная жизнь наконец позади. Но ангельское милосердие Рокко по отношению к ней оказалось ложным. Ведь брат Симоне после двух лет разлуки всё ещё любит Надю и до безумия ревнует её к брату. В припадке ярости Симоне совершает ужасный поступок: избивает Рокко и насилует Надю в его присутствии, пытаясь утвердить свою власть над несчастной девушкой. Но самое главное, что происходит после этого.

-17

Центральный момент, где персонаж Делона раскрывается, происходит в классической сцене на крыше собора, среди мраморных ангелов, на большой высоте от городских улиц. Надя и Рокко встречаются там после той страшной ночи. Рокко сообщает шокированной Наде о том, что они расстаются. И это только начало.

-18

Мы понимаем, что Рокко простил своего брата за всё. И более того, он обвиняет во всём саму Надю, которая, по его мнению, сделала из Симоне такого жестокого человека.

-19

Рокко просит свою девушку вернуться к Симоне, ведь без неё старший брат совсем деградирует. Надя считает Рокко сумасшедшим, а Симоне ненавидит. Но волей обстоятельств, да и с "благословением" Рокко, возвращается ко всё более уничтожающему себя Симоне. Болезненная, тёмная и порочная страсть вновь вспыхивает между ними - даже после изнасилования. При этом бухать и деградировать Симоне не перестаёт.

-20

Насколько же Рокко любит своего брата, что так жертвует девушкой? Но дальше больше, он жертвует собой: Рокко берёт на себя все долги Симоне перед его покровителем Чекки. А это огромные деньги. Чтобы их выплатить, Рокко принимает на себя крест Симоне, и превращается в дисциплинированного боксёра, заменяя пьющего брата. Так начинается становление чемпиона Рокко, а падение Симоне продолжается.

-21

Рокко, как гладиатор, жертвующий собой, вновь и вновь выходит на ринг вместо Симоне – и становится звездой. Насколько тяжело ему, блаженному, быть в этом агрессивном спорте мы видим в сцене, где герой Делона сидит перед младшим братом в слезах после победы нокаутом:

- Знаешь, Чиро, мне совсем не трудно было его победить. Мне казалось, что передо мной был кто-то другой. Которого я ненавижу. На которого мог бы обрушить всю свою ненависть, что накопилась во мне. Это ужасно. Я не знал, что могу так ненавидеть.
-22

А дальше – ещё жёстче. Симоне, опустившийся на самое дно, теряет свою Надю. Вот что девушка говорит матери Симоне о нём самом, перед тем как покинуть их дом:

- Он ничего не умеет. Не умеет работать, даже воровать толком не умеет. Да-да, ты прекрасно поняла, я сказала "воровать".
- Это ты, проклятая шлюха, его погубила. Он был лучшим из моих сыновей. Но ты увидишь каким он станет, когда от тебя избавится.
- Симоне человек конченный. И это моя работа. Я этого хотела. А теперь я могу уходить. Можешь и Рокко передать это приятное известие. Пусть он наконец поймёт, кому принёс меня в жертву.
-23

Симоне преследует Надю после её ухода и совершает самое тяжкое преступление. Момент наивысшего триумфа Рокко на боксёрском турнире монтажно совпадает с моментом нижайшего падения Симоне и смертью Нади.

-24

Старшему брату грозит тюрьма, но Рокко снова пытается его спасти – и прячет от полиции. В конце концов Симоне всё же попадает в тюрьму.

-25

Дорогой кинозритель наверняка задаётся вопросом: почему Рокко настолько привязан к брату? Его безумное, «идиотическое» самопожертвование переходит все мыслимые пределы ради животного по имени Симоне. Но старший брат так и остаётся животным – и даже становится ещё хуже. Что движет Рокко?

У меня есть одна крамольная догадка: Рокко любит Симоне не просто братской любовью. А какой-то запретной, безотчётной и бешеной любовью. Это многое бы объяснило. Ведь, всё-таки, и режиссёр Лукино Висконти был другой ориентации, и возможно, тема вот такой нетрадиционной, но платонической любви была заложена им подспудно. Но сводить весь смысл такого глубокого фильма только к этому мотиву – самое примитивное, зачем нам себя обкрадывать. Ведь главная тема другая.

РАСПАД СЕМЬИ

Вот что говорит сам режиссёр Лукино Висконти:

«Я часто в своих фильмах рассказываю историю семьи, историю её саморазрушения и разложения. И рассказываю эти истории так, как рассказал бы реквием, потому что считаю более правильным и своевременным рассказывать трагедии. Человеческие конфликты в моих картинах достигают наивысшего накала. Персонажи фильмов, по своей воле или вынуждаемые обстоятельствами, оказываются, в конце концов, наедине с самими собой…»
-26

Рокко, несмотря на всю его безумную жертвенность, не смог остановить распад семьи Паронди, и каждый из членов этой семьи остался наедине с самим собой. Рокко против воли стал звездой бокса, Симоне угодил в тюрьму, Винченцо, приспособленец, женился ради квартиры. Лишь Чиро, самый здравомыслящий брат из всех, честно трудится простым мастером на легендарном автозаводе «Альфа-Ромео» и находит свою любовь.

-27

Неслучайно именно слова Чиро подводят итог всей истории в разговоре с самым младшим братом Лукой :

- Когда мы приехали в Милан пять лет тому назад, то именно Симоне растолковал мне то, чего Винченцо не понимал. Он говорил, что у нас на Юге, в деревнях, людям живётся немногим лучше, чем скотине: они должны повиноваться хозяину и работать на него. Он объяснил мне, что нужно бороться за свои права, но человек не должен забывать и о своих обязанностях. А Симоне забыл об этом. Поэтому с ним всё это и случилось. Большой город его испортил и озлобил.

-28

Чиро поднимает здесь одну из важнейших тем фильма: отношения города и деревни.

ГОРОД И ДЕРЕВНЯ

Эта тема фильма всё так же остро звучит в современности: проблема урбанизации. Переселение крестьян в город делает их свободными от землевладельцев, но создаёт другие оковы. Крестьянам вместо свободной земли уготованы города, а там – арендные или ипотечные квартиры и низкоквалифицированный труд. А если крестьяне не хотят в город, то происходит то, о чём говорит сам Рокко:

- На Родине у меня были друзья, замечательные ребята. Работящие, весёлые, но такие бедные. Вы даже себе не представляете. И вот однажды им всучили по клочку земли. Чтобы они могли думать, что и они хозяева. Но земля эта была такая плохая, что, сколько они ни бились, ничего не могли с неё получить. В конце концов эти несчастные взбунтовались. На них надели наручники. И отправили в тюрьму. Кому дали год, кому два.
- Жаль ребят. Потому-то вы и бежите в города, на север?
- Если бы я мог, я бы остался там
- А разве Милан тебе не нравится?
- Нравится, но не в этом дело. Нужно, чтоб людям везде было хорошо. Чтобы не приходилось бежать из родных мест. Мне кажется, что я никогда не смогу привыкнуть к большому городу. Потому что я родился и провёл детство в деревне. А там ведь совсем другая жизнь, там и люди другие. Правда некоторые привыкают быстро, становятся во всём похожи на городских жителей. Но у меня это почему-то не выходит.

Но ведь жизнь продолжается, и вчерашним крестьянам приходится адаптироваться к городской жизни – к её условиям, проблемам, и, что гораздо важнее, к её соблазнам. И насколько бывает непредсказуемой это превращение в горожан.

-29

Мы видим, как после некоторого времени в городе, «деревенская» семья Паронди начинает разрушаться. Рокко сопротивляется этому всеми силами, стараясь сдержать распад, он думает о том, что всё должно быть как раньше, представляет себе потерянный рай:

- Я бы хотел сказать, что пусть не скоро, но всё-таки когда-нибудь я вернусь на нашу Родину. А если это не удастся мне, то может быть кто-нибудь из вас это сделает, кто-нибудь из вас вернётся на нашу землю. Запомни, Лука. Во всей Италии нет места лучше, чем наши края. Нигде больше нет таких оливковых рощ, таких лунных ночей, таких изумительных радуг.
-30

Герой Алена Делона грезит о возвращении на родину, в деревню, хотя мать, Розария Паронди, проклинала старую жизнь и желала сыновьям совершенно другую, на её взгляд, лучшую:

- Я привезла вас в большой город, чтобы вы не надрывались на этой проклятой земле, которая свела в могилу вашего отца.

-31

Как это противоречие разрешается в фильме? Мы подходим к самому важному.

КТО ЖЕРТВА?

Рокко вспоминает многовековые деревенские обычаи и традиции. В этом есть нечто исконное, дохристианское, какая это глубинная языческая сила:

- Помнишь, Винченцо? Когда у нас начинали строить дом, то был такой обычай. Его свято соблюдали. Десятник бросал камень в тень первого человека, который проходил мимо.
- Зачем? - спрашивает Лука
- Чтобы дом быстро рос, простоял долгие годы, нужна жертва.

-32

В кадре при этих словах появляется фотография Симоне – и буквально сразу же семья узнаёт о его преступлении, об убитой Наде.

Но так кто же всё-таки жертва, принесённая ради благополучия дома Паронди – Симоне или Надя? На мой взгляд – это сам Рокко, посвятивший свою жизнь непутёвому брату и выплате его долгов, проливая свой пот, кровь и слёзы на боксёрском ринге.

-33

И когда Рокко вспоминает об этом обряде, для нас открывается, возможно, истинная тема фильма: человек на сломе эпох. Кончается эпоха традиционная, земледельческая, длившаяся в мире целыми тысячелетиями. В двадцатом веке количество городского населения впервые в истории превысило количество сельского. Новая эпоха – мир городов и промышленности. А затем двадцать первый век - цифровая эпоха информации и развлечений. Всё дальше от нас та аграрная эпоха, в которой человечество провело большую часть своей истории. Но сто лет, в контексте истории человечества, это очень мало. Это лишь начало переходного этапа. И режиссёр Лукино Висконти запечатлел этот слом эпох в Италии, показал образы людей, которые выброшены из привычной среды и адаптируются в новой среде, переносят своё мировоззрение, то, с чем веками жили их предки, на новую эпоху и новые обстоятельства.

-34

И конечно, в новых условиях кто-то адаптируется, кто-то погибает, кто-то, возможно, сходит с ума. Всё это очень сложный и противоречивый процесс, но наступление новой эпохи невозможно сдержать. И люди, такие как семья Паронди, обладают лишь прошлым, и этот опыт прошлого находит отражение в их новой городской жизни. Ведь даже когда эпоха меняется, что-то в человеке остаётся неизменным, некие накопленные тысячелетиями внутренние ценности, морально-нравственные абсолюты: «семья превыше всего», «любовь и прощение спасёт мир». И человек применяет эти ценности к новым условиям, опирается на некий моральный стержень.

-35

Носителем такого внутреннего стержня в этой истории является Рокко. Тот, кто не имеет никакой твёрдости в эпоху перемен, тот может сгинуть, поддаться своим страстям, ложным навязываемым желаниям и погубить себя, как губит себя Симоне, несмотря на все усилия Рокко. Он слишком порочный, слабохарактерный - и беспомощный в новом мире. Рокко - сильнее, он подтвердждает верность своим семейным принципам: ставит семью выше себя, выше своей собственной жизни в этих же обстоятельствах.

Это как в школьном курсе химии: основание плюс кислота равно соль плюс вода. Основание в этом уравнении - это семья, кислота - городские трущобы и шире, новый мир, а соль - это сам Рокко, его самоотверженное, самоуничтожающее служение брату и семье. Вода, как текучая, изменяющаяся субстанция – это, пожалуй, те братья, которые в итоге нашли себя и адаптировались в этой новой жизни: Чиро и Винченцо. А основанию в этой формуле уготован распад. Само проявление Рокко в качестве героя вызвано кризисом, в который погружается семья Паронди в связи с переездом и полным изменением своего уклада.

-36

В финальном диалоге Чиро и Лука рассуждают о деревне:

- Знаешь Чиро, я тоже поеду в деревню, если Рокко туда вернётся.
- Рокко святой, но всё прощать людям тоже нельзя... Вряд ли там что-нибудь изменилось. Со временем туда конечно придёт новая жизнь. Потому что и там люди скоро поймут, что мир уже не тот. Но я твёрдо уверен, что новый мир будет честным и справедливым –

но Чиро прерывает гудок: перерыв окончен, рабочему пора на работу, за станок, рассуждений на сегодня достаточно.

-37

И фильм кончается не на Чиро, а на другом брате, самом младшем – Луко Паронди, он любил и понимал Рокко больше, чем остальные братья. Он любуется плакатами турнира, где будет драться его брат. Он мечтает, как и Рокко, однажды вернуться в свою деревню, в тот потерянный рай, и именно на самого младшего брата Рокко возлагает свои надежды на возвращение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершается фильм кадром с Луко, уходящим вдаль, мимо рабочих завода, где трудится Чиро, мимо плакатов с боксёром-Рокко. Впереди новый путь, который у каждого свой. Уходящий вдаль Луко – это, конечно, символ новой жизни, новых перемен, новых трудностей - и Луко уже идёт им навстречу, вдохновлённый уроком "святого" брата Рокко...

-38

Вот таким получился разбор фильма, важнейшего для старта карьеры Алена Делона. Совсем недавно он ушёл. Светлая память актёру, и большое счастье, что он и его талант никуда от нас не уйдут - великий Делон остался с нами, кинозрителями, в своих образах из прекрасных фильмов: он и вечной молодой Рокко, и хладнокровный Самурай, и ироничный Юлий Цезарь.

-39

"Цезарь бессмертен" - правдиво произнёс Делон в этом образе. Он навсегда: во всех своих ролях, в любом возрасте и в любое время он с каждым из нас, кинозрителей. Нам лишь нужно уделить немного внимания, чтобы талант актёра открылся для нас вновь в потрясающих бессмертных картинах, таких, например, как "Рокко и его братья".