Бесславные джентльмены
Здесь и далее — кадры из трейлера и с официального сайта фильма «Министерство неджентльменских дел»
В 1942 году, в разгар боевых действий, британское правительство нанимает группу боевиков, которые должны уничтожить оружие нацистов в нейтральных водах Атлантического океана. Авантюрная фабула фильма основана на реальных событиях, которые лишь недавно открылись широкой публике. Посмотрели легкомысленный «тарантиновский» экшен Ричи и констатирует, что комедийное кино о военных подвигах славного прошлого, кажется, исчерпало себя как жанр — особенно в текущих реалиях гибридной войны.
Этот правдивый сюжет стал известен только в 2016 году, когда рассекретили документы премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля. Несмотря на то, что история Второй мировой войны изучена вдоль и поперек, в ней еще остались слепые пятна тайных операций. В 1942 году Германия, готовившая нападение на французские и британские колонии, спрятала в нейтральных водах Атлантики несколько военных кораблей снабжения. Узнав об их расположении в Западной Африке, Черчилль личным приказом поручает небольшой группе наемников (иначе как «отрядом самоубийц» его не назовешь) проникнуть на корабли и взорвать нацистские запасы.
Группой руководит Гас Марч-Филлипс (Генри Кавилл, современный Супермен), ангажируя на задание еще нескольких бойцов разного профиля, каждому из которых нечего терять. Кто-то — безбашенный мясник-психопат, кто-то — стратег, кто-то — опытный моряк, кто-то — с дипломатическими агентурными талантами, а кто-то отлично разбирается в оружии, которое необходимо уничтожить.
«Вы же не хотите жарить сосиски в шортах с подтяжками?» — мотивирует боевую группу военное руководство Британии (будущий автор приключений Джеймса Бонда Ян Флеминг тоже присутствует). Кажется, только одна героиня столкнулась со зверствами немцев лицом к лицу: ее еврейскую семью убили в Германии одной из первых. Остальным, похоже, просто не нравится идея танцевать под немецкую шарманку и есть жареную квашеную капусту.
В то время как у зрителей «Министерство неджентльменских дел» вызывает скорее симпатию, западные критики настроены куда более скептично.
Кто-то без колебаний называет военный опус Ричи «отличным фильмом для авиаперелета», кто-то шутит, что здесь не хватает обязательного для подобных экшенов Джейсона Стэйтема с одним и тем же выражением лица, кто-то указывает на сценарий, списанный под копирку с успешной франшизы Ричи про агентов А.Н.К.Л. Но чаще всего британцу припоминают Квентина Тарантино, переписавшего историю Второй мировой войны в «Бесславных» и столь же вольно обошедшегося со спагетти-вестернами, бандой Чарльза Мэнсона и азиатскими боевиками.
Несмотря на то, что нон-фикшен «Как секретные бойцы Черчилля подожгли Европу и породили современные частные военные компании» (How Churchill’s Secret Warriors Set Europe Ablaze and Gave Birth to Modern Black Ops) переписывали для экрана аж четыре человека, никто из них не справился с тем, чтобы донести до зрителя идею книги — а именно рассказать о феномене современных ЧВК, которые тайно действуют по приказу правительств в тени международного законодательства.
Тема, к которой прикоснулся Гай Ричи, на самом деле очень серьезная: военные легионы по всему миру выполняют засекреченные приказы как в горячих точках, так и на богатых ресурсами территориях.
Достаточно следить за политическим документальным кино, чтобы узнать об опасных расследованиях журналистов, которые по следам финансовых потоков и благодаря источникам в лице местных активистов пытаются выяснить, как государства и крупные корпорации отстаивают свои интересы на чужих землях.
Рейдерство и выселение коренных жителей, серьезный экологический ущерб, нелегальная добыча и вывоз ископаемых, провокации гражданской войны и переворотов, незаконный оборот оружия и спонсирование военных группировок — так велись войны не только во времена Черчилля, так они ведутся до сих пор. Особенно в странах, находящихся на периферии мировых медиа и правозащиты. Войны в Украине и на Ближнем Востоке с потоком противоречивой информации обнажают эти процессы, обычно невидимые для безмятежных жителей метрополий.
Войны в Украине и на Ближнем Востоке с потоком противоречивой информации обнажают эти процессы, обычно невидимые для безмятежных жителей метрополий. Гай Ричи же только развлекает:
в его комедии о военных временах всё в худшем смысле слова однозначно.
Плохие ребята — остервенелые от милитаризма немцы гитлеровских времен — даны как исходное обстоятельство и, в отличие от фашистского тирана Ганса Ланды, непередаваемо сыгранного Кристофом Вальцем, не имеют никаких индивидуальных признаков. Кажется, самое страшное, что могут привнести немцы — это правда заставить всех жарить жирные сосиски на открытом огне (ну и сжигать евреев где-то на периферии, но об этом в фильме говорят впроброс). Хорошие ребята действуют в системе «на войне все средства хороши», и если для победы над вселенским злом нужна ЧВК, данные которой засекречены спустя 80 лет, почему бы и нет? Это же для хорошего дела.
Этот инфантилизм простителен режиссеру мюзикла «Аладдин» и маскулинного средневекового боевика о короле Артуре: странно искать в первом случае репрезентацию мусульманского мира, а во втором — строчки английского эпоса. И вообще, серьезность — это не к Ричи.
«Министерство неджентльменских дел» основано на столь спорной и интересной для дискуссии фактуре, что противопоставление бравых наемников и шепелявых злодеев выглядит примитивно, до скуки безопасно и, что важно, совершенно не увлекательно (в отличие от трэш-шапито «Хеллбой» или последней части «Кингсмэна» с кружащимся в танце Распутиным).
Конец уже известен, а путь до финала семерых достаточно случайных героев (шесть мужчин разной расы и одна женщина) и правда может увлечь только в самолете. Как и большинство фильмов в ассортименте авиакомпаний, эту картину можно смотреть вполглаза.
—---------------
«Министерство неджентльменских дел»: шпионская комедия о Второй мировой Гай Ричи хотел снять собственных «Бесславных » — но
22 апреля
ничего не понял в фильме Тарантино
В России 25 апреля выходит фильм Гая Ричи «Министерство неджентльменских дел» о секретной миссии британского спецназа во время Второй мировой войны.
В основе — реальная история, но режиссер оставил от нее только контур. СМИ сравнивают новый фильм британца с «Бесславными» Квентина Тарантино — там тоже был специальный отряд, боровшийся с нацистами, только он состоял не из британцев, а из американских евреев. Кинокритик Антон Долин сопоставляет подходы двух режиссеров — и рассказывает, почему Ричи не удалось скопировать сложнейший замысел Тарантино.
Новую — четвертую за последние два года — работу Гая Ричи проще всего квалифицировать как «британскую версию „Бесславных“». Так о ней и пишут. Основываясь на документальной книге Дэмиена Льюиса «Секретные воины Черчилля: подлинная взрывная история отчаянного спецназа Второй мировой», режиссер с тремя соавторами написал сценарий, в котором и основная интрига, и концентрация насилия и черного юмора отсылают к картине Тарантино.
«Министерство неджентльменских дел» рассказывает о событиях 1942 года. Лично Черчилль дает добро на формирование неофициального отряда смельчаков, которые отправятся на Карибы и подорвут стратегически важный военный корабль нацистов. Таким образом, все немецкие подлодки, мешающие передвижению союзников по Атлантике, будут лишены снабжения. Эта операция в самом деле была проведена и стала важным моментом войны. Не изменено и большинство имен главных действующих лиц. Остальное, разумеется, фантазия.
Своих верных поклонников Ричи не разочарует. Его фильм вновь стремителен, легкомыслен, неполиткорректен и забавен (при условии, что у вас с автором схожие представления о смешном). Он следует и недавним «Джентльменам», и ранним криминальным комедиям, и шпионским же «Агентам А.Н.К.Л.», откуда пришел исполнитель главной роли — ведьмак» и супермен» Генри Кавилл, в новом гриме одинаково мало похожий на свои предыдущие амплуа и на исторический прототип, майора Гаса Марч-Филлипса.
Более придирчивый взгляд обнаружит черты принципиального несходства стиля и манеры Гая Ричи с Квентином Тарантино, сравнения которых давно стали общим местом, а здесь получили новые основания. Начиная с базового аспекта: Тарантино изобретает определенную модель, будь то «Криминальное чтиво» или «Бесславные», а Ричи умело копирует ее, перенося из Штатов в Великобританию.
Тарантино осознанно из картины в картину выстраивает свою версию альтернативной истории, в которой евреи убили руководство Третьего рейха, чернокожие рабы отомстили плантаторам, а актеры одолели в неравной схватке сектантов из «семьи» Мэнсона. Так режиссер настаивает на способности кинематографа трансформировать реальность. Ричи прикрывается подлинными фактами и именами, чтобы безответственно искажать обстоятельства в угоду аттракциону (тут, разумеется, ничего нового — так до него поступали сотни посредственных режиссеров).
Тарантино проявляет удивительную скрупулезность в деталях — например, в устройстве кинопроизводства при Геббельсе или в том, как именно заказывают пиво в Германии и Англии. Ричи демонстрирует печальную неряшливость: к примеру, его шпионка прокалывается, исполняя перед нацистами песню на идише, а сам нацист с наслаждением слушает «Мэкки-Нож» — песню композитора-еврея Вайля на слова поэта-коммуниста Брехта. Видимо, автору достаточно того, что поется песня по-немецки.
Для Тарантино сюжет о «бесславных» вплетен в сложную ткань повествования с несколькими временными пластами, отдельными американской, британской и немецкой линиями, а также вставным «фильмом в фильме», на премьере которого происходит покушение на Гитлера. Ричи рассказывает свою историю последовательно, с трудом отвлекаясь даже на простейшее параллельное повествование и регулярно о нем забывая. Тарантино регулярно приостанавливает развитие интриги, позволяя своим героям раскрыться в традиционно восхитительных диалогах; умения давать своим персонажам индивидуальные речевые характеристики Ричи практически лишен.
Тарантино заявляет лейтмотив бескомпромиссного насилия, но на экране его удивительно мало — начиная с выдающейся первой сцены, в которой нацист Ланда решает помиловать сбежавшую еврейскую девочку (именно она впоследствии станет могильщицей нацизма); в финале жизнь, хоть и с позорной отметиной на лбу, даруют самому Ланде. Ричи же буквально заваливает экранное пространство трупами, постоянно твердя устами своих персонажей, какое это удовольствие — мочить нацистов.
Выбор исторического контекста будто легитимизирует нагромождение сцен насилия, которые перестают выглядеть смешно, превращаясь в карикатуру на экшен-фильм. Несколько нервирует то, что расстрел гарнизона целого лагеря (где, по всей видимости, содержался единственный пленный — героический британский офицер) остается будто не замеченным немцами. Какие бы подвиги ни совершали наши герои в немецком тылу, никто не мешает им беспрепятственно продвигаться к каждой следующей цели — а по пути уничтожать беспомощных и неизменно тупых противников.
Персонажи Тарантино устроены объемно и сложно, начиная с того же Ланды: это касается и снайпера-кинозвезды Цоллера, и лейтенанта-кинокритика Хикокса, и самого Альдо Рейна по прозвищу Апач. Чтобы отличить друг от друга персонажей Ричи, необходимы внешние атрибуты, вроде нелепых круглых очков на датском качке-охотнике: функционально они взаимозаменяемы.
Удивительно прочесть в финальных титрах, что Марч-Филлипс и Марджори Стюарт (выбор на роль обольстительной шпионки мексиканской актрисы Эйсы Гонсалес, как и введение не имеющего прототипа чернокожего персонажа Бабса Олусанмокуна, — явная уступка требованиям политкорректности и репрезентации, никак не подкрепленная содержательно) после войны поженились. Ведь во время основного действия фильма они едва проявляют друг к другу какой-либо интерес. В целом живые эмоции на украшенном щеголеватыми усами и бородой лице персонажа Кавилла появляются лишь в момент убийства немцев: от удовольствия он даже высовывает язык.
В фильм о Второй мировой Тарантино вводит как минимум двух неоднозначных и интересных женских персонажей — Шошанну Дрейфус (Мелани Лоран) и Бриджит фон Хаммерсмарк (Диана Крюгер). Для Ричи героиня Марджори — лишь оружие для соблазнения мужчин, не более и не менее.
Тарантино снимает в роли Гитлера театрального гения Мартина Вуттке, прославившего свое имя ролью брехтовского Артуро Уи на сцене; тонкое решение. Ричи приглашает сыграть Черчилля загримированного до неузнаваемости Рори Киннира, известного по бондиане, — а также на всякий случай вводит куратора героев-спецназовцев по имени М и дает ему в адъютанты юного Яна Флеминга — что может быть очевиднее? Разве что общепринятые в мировом кино и уже навязшие в зубах отсылки к «Касабланке» — в отличие от прихотливой россыпи аллюзий и цитат в «Бесславных».
Тарантино долго ищет артиста на роль злодея-нациста и находит удивительного Кристофа Вальца, заслуженно получающего приз в Каннах и «Оскар»: по словам режиссера, без него он не стал бы снимать «Бесславных». Ричи совершает самый ленивый выбор, беря на роль характерного нациста Тиля Швайгера (кстати, игравшего и у Тарантино, но несравнимо менее стереотипную роль).
Заимствует он и музыкальное решение, только у Тарантино за кадром звучит саундтрек великого мастера спагетти-вестерна Эннио Морриконе, остроумно разбавленный анахронизмами вроде «Cat people» Дэвида Боуи, а постоянный композитор Ричи Кристофер Бенстед просто копирует классику с узнаваемыми приемами — от гитарных аккордов до художественного высвистывания мелодии.
Продолжать можно долго, но стоит ли? Тарантино мучительно решает, какой фильм станет для него десятым — прощальным, от планов снимать «Кинокритика» он отказался, и весь мир следит за его проектами. Ричи не может остановиться, выпуская фильм за фильмом. Не гонясь за оригинальностью, довольствуется солидными коммерческими результатами. И чем больше он старается походить на «британского Тарантино», тем очевиднее, что ничего общего между двумя режиссерами нет и никогда не было.