В минувшую среду 83-летняя Мария Фомовна смогла обнять свою дочь после долгого скитания по чужой стране. Семья давно считала женщину погибшей и уже не верила, что момент воссоединения когда-либо настанет.
Мария Фомовна жила в молдавском селе Токуз вместе с семьей сына. До пенсии она работала на ферме, а раньше, в советское время — в колхозе. В 2006 году бабушка неожиданно исчезла.
Долгое время родственники искали Марию, обращаясь за помощью ко всем, кому только можно. Но все попытки оказались тщетными – никаких следов найти не удалось. Через несколько лет семья прекратила поиски, посчитав маму и бабушку погибшей. Все, что могли делать отчаявшиеся родственники – регулярно ставить в церкви свечи за упокой.
Лишь спустя 18 лет судьба вновь Марии Фомовны стала известна — сотрудники полиции нашли ее растерянную и без памяти на одной из улиц Санкт-Петербурга минувшей весной. Документов у нее при себе не было, а представлялась она другим именем.
Сначала старушку забрали в Максимилиановскую больницу. В медучреждении пациентка пробыла до лета, пока персонал не связался с приютом для бездомных инвалидов. Медики рассказали волонтерам "Покровской общины", что у них лежит пожилая женщина, слепая, с деменцией, не помнящая своих родных. Забрать ее было некому.
Благотворительная организация разместила старушку у себя в приюте. Во время доверительного разговора с представителями общины Мария Фомовна неожиданно вспомнила и рассказала, что причащалась в церкви в селе Токуз. "Покровская община" выяснила, что этот населенный пункт находится на юго-востоке Молдовы, и нашла контакт местного священника. Супруга батюшки узнала Марию Фомовну по фотографиям, а затем связала приют с ее детьми.
До сих пор остается загадкой, как пожилая молдаванка попала в Петербург. Ведь под данным властей ее родной страны, границу с Россией она не пересекала. Есть версия, что пожилую женщину увела из дома цыганка. Несколько лет ей пришлось провести с кочевым народом, присматривая за их детьми и попрошайничая для них. Но однажды случился пожар, в котором сгорели не только вещи, но и документы Марии. А через некоторое время немощная старушка стала никому не нужна и цыгане просто бросили ее побираться на улице.
Несколько недель приют готовил Марию к возвращению домой. Первым делом обе страны подготовили временные документы, по которым старушка смогла бы пересечь границу. Затем "с миру по нитке" собрали денег на дорогу и договорились с авиакомпанией о перелете, посколькупожилой пассажирке был необходим особый комфорт и уход— она практически не может ходить.
Перед дорогой Мария завернула в полотенце несколько икон — это все, что у нее было, за исключением одежды. Путешествие из Петербурга в Кишинев было долгим и непростым — 12 часов с пересадкой в Баку. Однако она перенесла перелет хорошо.
В Кишиневе Марию Фомовну встречали не только дети, но и другие родственники — их было много. Кроме того, приехали представители социальных организаций Молдовы, чтобы на автомобиле отвезти Марию Фомовну в ее родное село Токуз.
— Мамочка, мамочка, 18 лет..., — только и могла произнести дочь Парасковья, со слезами на глазах обнимая свою кровиночку.
После долгожданной встречи близкие обещают заботиться и проводить с ней как можно больше времени.