Гиперактивность у детей или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и так ли это страшно? Давайте разберёмся гиперактивный ли ребёнок на самом деле или просто активный.
СДВГ диагностируют примерно в возрасте 5 лет, усугубляется к 7 годам и постепенно идёт на спад к 12-13 годам и проходит, но иногда переходит и во взрослую жизнь.
В силу своего возраста дети до 5 лет почти все активные, поэтому очень трудно определить гиперактивность у ребенка до этого времени.
СДВГ у детей можно определить по следующим признакам:
- чрезмерная двигательная активность.
- невнимательность.
- забывчивость.
- неусидчивость.
- чрезмерная разговорчивость.
- вспыльчивость/агрессия.
- расстройства поведения.
- непослушание.
Давайте разберём каждый признак подробно.
Чрезмерная двигательная активность заключается в непроизвольных движениях рук, ног, головой, неуклюжие движения, ребёнок может часто падать.
Примеры:
- на пешеходном переходе в ожидании зелёного света светофора ребёнок не может стоять спокойно на месте. Ребёнок переминается с ноги на ногу, подпрыгивает, у него возникает желание перейти дорогу не дождавшись зелёного света.
- не в состоянии посидеть на скамейке, постоянно болтает ногами, встаёт, затем заново садится, ему хочется побегать и попрыгать.
- смотрит мультики или играет в игры на телефоне, при этом постоянно меняет положение своего тела.
Что нельзя делать: ругать.
Что надо делать: отвлечь, объяснить.
Невнимательность, сниженная концентрация внимания. Ребёнок теряет фокус того, что происходит вокруг него в данный момент, теряет бдительность, отсутствует страх.
Примеры:
- убирает игрушки в коробку, но 1-2 не замечает.
- одевает одежду не ту которую родители дали.
- идёт/бежит не смотря по сторонам, в том числе в опасных зонах.
Что нельзя делать: ругать, кричать.
Что надо делать: объяснить, повторить, привести пример.
Забывчивость проявляется в мелких деталях, краткосрочная потеря памяти.
Примеры:
- при просьбе переодеться ребёнок отвечает хорошо и вроде уже начинает переодеваться, но через несколько мгновений начинает смотреть мультик и забывает об одежде так и не выполнив просьбу.
- не может выучить стих до конца.
Что нельзя делать: ругать, приводить кого-то в пример.
Что надо делать: объяснять, повторять просьбы, похвалить за стих.
Неусидчивость - трудности сосредоточиться на чём-то одном, смена тем, смена игр и занятий, невозможность заниматься чем-то одним долгое время.
Примеры:
- занятия рисованием быстро сменяются лепкой из пластилина, на середине лепки в руки берётся мяч или другие игрушки.
- невозможность досидеть на кресле в парикмахерской на стрижке, возникает большое желание встать и уйти.
Что нельзя делать: ругать, кричать.
Что надо делать: по возможности заниматься вместе с ребёнком, объяснять.
Чрезмерная разговорчивость, постоянно болтает и задаёт беспрерывно вопросы.
Примеры:
- ребёнок вступает в диалог со всеми подряд, со знакомыми и незнакомыми людьми, задаёт много вопросов, также может рассказывать ненужную информацию о себе и о своей семье.
- Часто комментирует свои действия, игры, повторяет слова по несколько раз.
Что не нужно делать: ругать.
Что надо делать: объяснять.
Необоснованная вспыльчивость, агрессивность, раздражительность.
Пример:
- ломает или кидает игрушки без причины.
- начинает кричать и плакать на пустом месте.
- дерётся без повода.
Что не надо делать: ругать, кричать, злиться в ответ, наказывать.
Что надо делать: объяснять, крепко обнять и поцеловать.
Расстройства поведения - отклонение от принятых в обществе нравственных и социальных норм, которые проявляются в поступках и действиях ребёнка.
Непослушание - сопротивление требованиям, просьбам и советам взрослых.
Примеры:
- капризничает, истерит.
- позволяет грубость со взрослыми.
- вступает в конфликты со взрослыми.
- старается привлечь на себя внимание, сопротивляется.
- делает всё наоборот.
Что нельзя делать: кричать, поддерживать грубость.
Что надо делать: успокоиться самим и объяснять, разговаривать.
Родителям нужно быть предельно осторожными в воспитании гиперактивных детей, в семье по возможности должна быть спокойная обстановка, дети впитывают всё как губка, копируют поведение и действия родителей, что ещё более усугубит состояние ребёнка.
Также родителям нужно постоянно следить за такими детьми и предостерегать их от разного рода опасностей.
И самое главное таким деткам нужна забота, побольше внимания от родителей и конечно же их любовь!
Кто дочитал до конца, напишите комментарий, если вам есть чего добавить или вы тоже воспитываете гиперактивного ребёнка.