25 октября 1893 года, по старому стилю, на 54-м году жизни скоропостижно скончался Петр Ильич Чайковский. Это событие потрясло весь музыкальный мир. Ряд композиторов посвятил свои произведения памяти великого творца. Таким произведением стал 2-й квартет Антона Аренского, боготворившего своего старшего коллегу. Теплота звучания , свойственная струнным инструментам, оказалась естественной в раскрытии глубокой скорби автора. Сочинение проникнуто элегически-скорбными настроениями (этим же объясняется и инструментальный состав: добавление второй виолончели при исключении второй скрипки сделало звучание ансамбля более сумрачным, «темным», что идеально подходило для воплощения образов скорби). Первая часть – Moderato – открывается мелодией, позаимствованной композитором из православного песнопения «Надгробное рыдание творяще песнь аллилуйя», которое является частью панихиды (поминальной службы). Во второй части – Moderato – возникает другая цитата, позаимствованная из произведения Петр