Найти в Дзене
NordArtMusic

Антон Аренский Струнный квартет N2

25 октября 1893 года, по старому стилю, на 54-м году жизни скоропостижно скончался Петр Ильич Чайковский. Это событие потрясло весь музыкальный мир. Ряд композиторов посвятил свои произведения памяти великого творца.

Таким произведением стал 2-й квартет Антона Аренского, боготворившего своего старшего коллегу.

Теплота звучания , свойственная струнным инструментам, оказалась естественной в раскрытии глубокой скорби автора.

Сочинение проникнуто элегически-скорбными настроениями (этим же объясняется и инструментальный состав: добавление второй виолончели при исключении второй скрипки сделало звучание ансамбля более сумрачным, «темным», что идеально подходило для воплощения образов скорби).

Первая часть – Moderato – открывается мелодией, позаимствованной композитором из православного песнопения «Надгробное рыдание творяще песнь аллилуйя», которое является частью панихиды (поминальной службы).

Во второй части – Moderato – возникает другая цитата, позаимствованная из произведения Петра Ильича Чайковского, проникнутого глубоким духовным смыслом – «Легенды» на стихи Алексея Николаевича Плещеева («Был у Христа-младенца сад»).

В третьей части, финале появляются две цитаты, противоположные по образно-смысловому содержанию. Одна из них, как и основной мотив первой части, позаимствована из богослужебной практики, связанной с поминовением усопших – «Со святыми упокой», она открывает третью часть. Но за скорбным вступлением следует фуга, основанная на мелодии песни «Слава», которую неоднократно использовали русские композиторы. Этот финальный апофеоз воспринимается как прославление великого композитора Петра Ильича Чайковского, который вечно будет жить в своих творениях.

Но поговорим подробнее о 2 части квартета.

10 годами ранее осенью 1883 года в имении любимой сестры в Каменке Петр Ильич Чайковский создает свои 16 детских песен. В этот сборник композитор включил ранее написанную песню "Мой Лизочек" на стихи Константина Аксакова и песню "Ласточка" на стихи Ивана Сурикова. Остальные 14 песен были написаны на стихи Алексея Плещеева.

Имение в Каменке
Имение в Каменке

1. Бабушка и внучек

2. Птичка

3. Весна

4. Мой садик

5. Легенда

6. На берегу

7. Зимний вечер

8. Кукушка

9. Весна

10.Колыбельная песня в бурю

11.Цветок

12.Зима

13.Весенняя песня

14.Осень

15.Ласточка

16.Детская песенка

Слова "Легенды" имеют очень глубокий филосовский смысл. :

Был у Христа-Младенца сад,

И много роз взрастил Он в нем.

Он трижды в день их поливал,

Чтоб сплесть венок Себе потом.

Когда же розы расцвели,

Детей еврейских созвал Он;

Они сорвали по цветку, —

И сад весь был опустошен.

«Как Ты сплетешь теперь венок?

В Твоем саду нет больше роз!»

– Вы позабыли, что шипы

Остались Мне, – сказал Христос.

И из шипов они сплели

Венок колючий для Него,

И капли крови вместо роз

Чело украсили Его.

-3

Аренский взял за основу второй части квартета именно эту песню Чайковского. Сдержанная скорбь хоральной мелодии достигает у Аренского большой драматической силы. Композитор использует ее в качестве темы вариационного цикла. В первоначальном изложении вокальная природа темы подчеркивается инструментовкой: первые две фразы скрипка «пропевает» тему, поддерживаемая пиццикато, затем инструменты объединяются в хоральной фактуре, напоминающей хоровое пение. В развитии темы Аренский использует разнообразные приемы варьирования.

Некоторые вариации характерно напоминают стиль самого Чайковского. А последняя вариация-- колыбельная в мажоре, уносящаяся на флажолетах в мир иной, словно говоря: "покойся с миром".

В заключении части снова звучит заупокойная тема первой части квартета--напоминание о неотвратимости смерти и тяжести утраты. А четырехоктавный спуск-истаивание по теме "легенды" и последняя пауза с ферматой будто уходит в небытие.

Эту часть композитор впоследствии переработал в отдельное сочинение («Вариации на тему Чайковского»), с которым в последний раз выступил перед публикой накануне своей смерти в 1904 г.