Найти тему
АиФ-Юг

Сгорели на работе. Почему россияне все чаще трудятся сверхурочно

Оглавление
   Чаще всего приходится работать сверхурочно курьерам, медикам, водителям и педагогам.
Чаще всего приходится работать сверхурочно курьерам, медикам, водителям и педагогам.

Четверть жителей России признались в сильных переработках: в их рабочей неделе более 60 часов. К сожалению, такой трудоголизм может привести к проблемам со здоровьем, причем как физическим, так и ментальным. Что такое профессиональное выгорание и кому оно грозит, выяснял «АиФ-Юг».

Курьеры и медики

Крупнейшая платформа онлайн-рекрутинга в России и сеть аптек провели исследование и выяснили, что треть кубанцев считают себя трудоголиками. Каждый пятый опрошенный заявил, что работает более 60 часов в неделю при норме в 40, а еще 6% отметили, что не могут оторваться от рабочих задач 80 часов в неделю и более.

Среди трудоголиков, работающих в 1,5 и 2 раза больше стандартной 40-часовой рабочей недели, больше мужчин (31%), чем женщин (22%). В плане профессиональной принадлежности имеют склонность удлинять свои трудовые будни руководители всех рангов – 45%, строители – 38%, юристы – 35%, а также представители сферы производства и сервисного обслуживания – 33%.

Ответили кубанцы и на вопрос, с какой целью увеличивают продолжительность рабочего дня. Самый популярный ответ – заработать больше денег (44%), синдром отличника – на втором месте (19%), на третьем месте – желание продвинуться по карьерной лестнице (15%). В топ-5 причин и стремление помочь коллегам, а также намерение отвлечься от личных проблем.

Другой крупный сервис по поиску работы провел исследование и выяснил, что в Краснодаре чаще всего приходится работать сверхурочно курьерам, медикам, водителям и педагогам. Так, 59% работающих на полную занятость людей пожаловались на переработки. Судя по их оценкам, в среднем из-за сверхурочных они трудятся практически на треть больше времени, чем положено на одну ставку. Мужчины работают за пределами норм рабочего времени чаще, чем женщины. Молодежь соглашается на сверхурочные чаще тех, кто старше. Среди зарабатывающих от 100 тысяч рублей в месяц больше тех, кто продолжает трудиться и после окончания рабочего дня. К слову, реже сверхурочно, согласно опросу, работают операторы колл-центров и менеджеры по продажам.

Некогда даже поесть

«Работаю учителем математики в одной из новых краснодарских школ. Микрорайон большой, классы переполнены, педагогов не хватает, поэтому приходится работать сверх нормы, – рассказывает жительница краевого центра Марина Кушнеренко. – Каждый день у меня по 8-9 уроков, и все это время стою на ногах, к концу дня просто падаю без сил от усталости, и порой даже не могу говорить. Одна воспитываю двоих детей, выплачиваю ипотеку, поэтому не отказываюсь и от репетиторства. Если ко мне обращаются с просьбой позаниматься с детьми дополнительно, соглашаюсь».

Год назад, по словам Марины, ее стала мучать бессонница, несмотря на тяжелые нагрузки днем, ночью не могла уснуть, стала раздражительной, первые, кто попадал под «горячую руку», были дочки. После ссор с детьми эмоциональное состояние становилось еще хуже. Днем некогда было поесть, пропускала завтраки и обеды, а вечером, наоборот, наедалась.

«Мой рабочий день начинался в 8 утра и заканчивался в 10 вечера, потому что помимо уроков надо проверить тетради, подготовиться к занятиям. Кроме того, нужно быть постоянно на связи с родителями учеников, что тоже отвлекает от прямых задач. Домашние дела тоже никто не отменял, времени не оставалось ни на уборку дома, ни на приготовление нормального ужина. Не заметила, что дочки стали скатываться в учебе. Неожиданно для себя в один день я разрыдалась прямо на работе», – поделилась она.

Марине помогла ее коллега, которая работает в школе психологом, а прошлым летом педагог съездила в небольшое путешествие, которое тоже придало сил:

«Сейчас нагрузки меньше не стало, но стараюсь беречь себя и расставлять приоритеты. Старшая дочка умеет готовить, могу положиться на нее, но не в ущерб ее занятости, она перешла в 11-й класс, нужно готовиться к поступлению в вуз. Младшая помогает с уборкой. Пытаюсь уделять им больше внимания, а еще себе изредка, выбираюсь в театр или кино, езжу в туры одного дня. Слежу за тем, чтобы не пропускать приемы пищи. Отказаться от подработок не могу».

Краснодарец Василий Лапин тоже в поиске способа борьбы с профвыгоранием.

«Много лет назад я прочитал научно-фантастический роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды», в котором запомнил один момент, напрямую касающийся проблемы профессионального выгорания. В вымышленном мире этого социально-философского произведения принято менять работу раз в пять лет, чтобы она не надоедала. Причем люди делают это там не по принципу «шило на мыло», а переходят от одного любимого или увлекающего их дела к другому, занимаются наукой, исследованиями. Как и многие, я тоже ощущаю профессиональное выгорание, особенно когда приходится заниматься чем-то неинтересным. Но, видимо, это неизбежно, поэтому надо находить способы психологической разгрузки», – поделился мужчина.

В режиме гонки

Журналист Евгения Стаценко профессиональное выгорание почувствовала этой весной.

«На тот момент помимо основной работы в новостном издании у меня было еще 4 подработки: вела несколько аккаунтов в социальных сетях – для юриста, парикмахера и магазина цветов, – рассказывает она. – Я постоянно что-то строчила в ноутбуке и телефоне, отвечала на сообщения, звонки, монтировала видео, придумывала контент. Все свое время посвящала профессиональным делам, все равно ничего не успевала. Это была какая-то гонка за количеством статей и попытками сохранить качество. Работать зачастую приходилось в выходные, праздники и по ночам. Я даже взяла отпуск на основном месте, чтобы разобрать завал в других. С домашними хлопотами и заботой о детях помогали мама и муж, но им тоже не нравилось, что я все время занята. Напряжения стали добавлять частые разговоры одного из клиентов, что планирует закрыть проект, потому что он себя не оправдывает. Я приняла это на свой счет и стала трудиться еще больше, потому что не хотела потерять деньги (на тот момент мы делали дома ремонт). К этому времени я уже заработала проблемы со здоровьем и постоянно работала с психологом в режиме онлайн, чтобы как-то держаться. В итоге клиент все-таки отказался от моих услуг. Потом «отвалились» еще две подработки. Сегодня у меня только официальная работа и одна внеурочная. Чувствую себя легко в эмоциональном плане, достаточно свободного времени, единственное, финансовых возможностей стало меньше».

Книги и музыка

«Термин «профессиональное выгорание» означает процесс психического, физического и эмоционального износа при непрерывном стрессе, – поясняет клинический психолог крае­во­го Центра медпрофилактики Ирина Бабкина. – Профвыгорание проявляется ростом безразличия к служебным обязанностям и негатива по отношению к окружающим, ощущением собственной непригодности и неудовлетворенности работой. Вместе с синдромом возникают и проблемы со здоровьем: постоянная усталость и опустошенность, частые головные боли, нарушения сна, снижение аппетита и иммунитета, повышение давления. Интеллектуальные признаки выгорания – раздражительность, проблемы с концентрацией внимания и памяти, неспособность сосредоточиться и принимать решения».

Некоторые люди, как говорит специалист, больше других подвержены профвыгоранию. Речь, в первую очередь, об интровертах, испытывающих слож­но­сти в общении с коллегами, о трудоголиках, часто работающих сверхурочно, и о тех, у кого обострены внутренние конфликты. Также вполне вероятная жертва психологического износа – человек, уже многого достигший и не знающий куда двигаться дальше. Наконец, остерегаться профессионального выгорания стоит лицам, достигшим 50-летнего возраста, недавно устроившимся на работу или переживающим из-за грядущих перемен.

Чтобы сократить риски профвыгорания, психолог рекомендует вместо гаджетов перед сном и чтения ленты новостей уделить время книге, медитации. Чаще слушать спокойную и красивую музыку. Найти себе хобби по душе, пусть это будет рукоделие, приготовление еды, рисование, плавание, танцы или что-то другое, т.к. творчество дает сильный заряд положительных эмоций. Важно научиться планировать день, расставляя приоритеты. Не стараться сделать сразу много дел, не загружать себя, чтобы хорошо выглядеть в глазах начальства. И, самое важно, уметь говорить «нет» или отодвигать сроки, даже если проекты «горят».

Четыре стадии

Преподаватель психологии Юлия Неверова:

«Выгорание на работе может протекать в нескольких стадиях. Первая стадия – активность, возбуждение. Человек стремится работать как можно больше и дольше. Берет на себя дополнительные задачи, остается после работы, работает дома и т.д.

Вторая стадия – усталость. Сама по себе усталость знакома всем и не является опасной с точки зрения развития выгорания. Но опасно то, что человек ее активно игнорирует. В такой ситуации нужен баланс работы и отдыха, иначе будет переход к третьей стадии.

Третья стадия – истощение. Состояние хронической усталости, которое воспринимается как норма. Соответственно, человек еще меньше уделяет внимание отдыху либо начинает использовать для снятия усталости алкоголь и различные тонизирующие вещества. На этой стадии возможно развитие хронических заболеваний.

Четвертая стадия – выгорание. Состояние сильного истощения, когда мало сил на все. Человек продолжает ходить на работу и выполнять ее, но по минимуму. Преобладает мотивация сделать не лучше и качественнее, а лишь бы не уволили.

Если не обращать внимания на свое эмоциональное состояние и не предпринимать меры по его восстановлению, то выгорание может перерасти в более тяжелый недуг, например, депрессию».