Найти тему
БИЗНЕС Online

Кто они, татарстанские покорители таежной нефти?

Оглавление

Строители, снабженцы, буровики, инженеры — истории выходцев из Татарии, кого знает и помнит сибирская земля

Их были десятки тысяч — молодых и опытных рабочих, бурильщиков, строителей, специалистов-нефтяников, стратегов и практиков — тех, кто отправился из Татарии завоевывать недра Западной Сибири по призыву руководства большой советской страны. В течение почти 20 лет татарстанские нефтяники бурили мерзлую твердь в тяжелейших условиях сибирской земли, где ледяные ветра сбивали с ног, обжигали жгучие морозы, а черная вода была непригодна для питья. В канун профессионального праздника нефтяников наш рассказ о некоторых из тех героев, которым покорилась сибирская нефть.

«Сибирская» биография Виталия Бортникова

Фото: veterans.tatneft.ru
Фото: veterans.tatneft.ru

Бортников Виталий Романович стал начальником УПТЖ для ППД в самые сложные перестроечные времена, в 1988 году, когда нефтяникам приходилось выживать чуть ли не в буквальном смысле этого слова. Помогли закаленный характер и главный принцип жизни — всегда работать на совесть. На этой должности Бортников проработал целых 20 лет. Был и большой сибирский эпизод в жизни нашего героя. Когда «Татнефть» бросила часть своих сил на освоение таежной нефти, Бортников был направлен в поселок Лангепас, где ему и команде специалистов предстояло создать новый трест. В короткие сроки удалось объединить три подразделения будущего треста, нарастить мощности и ремонтную базу, создав новую структуру — «Таттюменнефтеспецстрой», начальником которого и был назначен Бортников.

Уникальные формы расчета Ришада Булгакова

Фото: veterans.tatneft.ru
Фото: veterans.tatneft.ru

Аналитик, математик, инженер, ученый и талантливый руководитель– все эти определения относятся к одному человеку: Ришаду Булгакову — главному инженеру, а затем и генеральному директору объединения «Татнефть», удостоенному самой высокой награды СССР — звания Героя соцтруда.

По воспоминаниям его коллег и родных, в январе 1980 года на собрании объединения «Татнефть», когда присутствовавший на собрании замминистра нефтяной промышленности Кремнев объявил, что Булгаков направляется в Западную Сибирь начальником Главтюменнефтегаза, и в этот момент «все присутствующие в зале встали и аплодисментами выразили свое уважение». Так Булгаков стал четвертым начальником Тюменского производственного управления по нефтяной и газовой промышленности. Проработал он на этом посту три года, но запомнился тюменцам навсегда. Нефтедобывающие предприятия Западной Сибири до настоящего времени при анализе и планировании объемов добычи нефти пользуются формой расчета, которая называется «Булгаковская форма». А в 2011 году в Тюмени на доме № 71 по улице Хохрякова, где жил Ришад Тимергалиевич во время своей длительной тюменской командировки, установлена мемориальная доска в его честь.

«Снабженец от Бога» Акрам Гарифуллин

Фото: veterans.tatneft.ru
Фото: veterans.tatneft.ru

«Великий снабженец», «снабженец от Бога» — так называли Акрама Гарифуллина в то время, когда он почти 20 лет (1966-1985) работал в качестве заместителя генерального директора «Татнефти» по общим вопросам.

Сейчас его бы назвали суперэффективным менеджером, способным выполнять самые сложные задачи. Особенно, если вспомнить те времена тотального дефицита и плановой экономики, когда даже несколько ящиков гвоздей нельзя было купить без согласования с центром. Приведем один яркий факт: именно Акрам Гарифович сумел «достать» природный камень для будущего памятника Неизвестному солдату, который был установлен в альметьевском мемориальном комплексе, построенном в честь в честь 30-летия со Дня Победы в 1975 году. В поисках камня ему пришлось лично объездить половину Союза.

Среди нефтяников и строителей, которые работали в Сибири — имя Гарифуллина всегда произносилось с большим уважением, так как именно он и его служба полностью обеспечивали сибирские промыслы: оборудованием, строительными материалами, продуктами питания и предметами быта. Безусловно, успех дела в Западной Сибири во многом зависел от оперативной, но в то же время продуманной организации снабжения: необходимо было в короткие сроки организовать отправку спецтехники, бурового оборудования, агрегатов для подземного и капитального ремонта скважин, зданий и сооружений… Перечислять можно бесконечно. По воспоминанию свидетелей событий тех лет, в Западную Сибирь еженедельно шли вагоны из Татарии: «Татнефть» отправляла в таежные дали все то, в чем остро нуждалась и сама. Для многих до сих пор остается загадкой, как Гарифуллину удавалось справляться с таким объемом работ.

Сегодня одна из улиц Альметьевска носит имя Акрама Гарифуллина.

Кадры для Сибири от Аняса Гиматдинова

Фото: veterans.tatneft.ru
Фото: veterans.tatneft.ru

Не было бы великих рекордов в нефтедобыче Сибири и триумфального развития Западно-сибирского нефтегазового комплекса, если бы не кадры, в том числе, и «Татнефти». Тысячи татарстанских нефтяников — от рабочих, до специалистов и руководителей нефтепромыслов — были направлены в Сибирь. А их нужно было еще отобрать, подготовить — далеко не каждому современному специалисту эйчар-службы с их новомодными методиками было бы это по плечу. А вот Анясу Гиматдинову — в те годы заместителю генерального директора по кадрам и социальным вопросам «Татнефти» — это удалось. Причем надо учитывать, в каких тяжелейших, совершенно отличных от татарстанских, условиях осваивали нефтяники месторождения Западной Сибири. И готовить кадры для такого региона было непросто. А Сибирь ждала профессионалов, которых обучать на месте было некогда, да и некому. Там работать надо было, сразу. К слову, «Татнефть» в то время прочно держала пальму первенства в отрасли по подготовке кадров, в чем большая заслуга и Гиматдинова. Как отмечали его коллеги, у него было чутье на потенциал талантливых и неординарных людей. И он никогда не ошибался: многие из тех, кого готовила служба Гиматдинова и кого он рекомендовал, вошли в состав руководителей «Татнефти» и в целом нефтяной отрасли страны.

Великий Валерий Грайфер

Фото: автор неизвестен, wikimedia.org, добросовестное использование
Фото: автор неизвестен, wikimedia.org, добросовестное использование

Его называли патриархом нефтяной индустрии, специалистом экстра-класса — Валерий Грайфер проработал в «Татнефти» 20 лет.

Начинал помбуром, дорос до заместителя гендиректора «Татнефти». Вот как вспоминал сам Грайфер татнефтевскую часть своей биографии, признаваясь, что именно в Татарии он состоялся как профессионал: «Я там вырос не только в профессиональном плане, но и в личностном — очень большое влияние на меня оказали окружающие меня люди. Начинал с обслуживания двух скважин, лебедку крутил, в 22 года руководил бригадой из 150 человек, которая почти на 95% состояла из деревенских ребят. Через 10 лет стал главным инженером объединения, пройдя все ступени карьерного роста. Здесь же в Татарии я женился».

После «Татнефти» Грайфер занимал высокие посты в министерстве нефтяной промышленности СССР. А в 1985 году по решению ЦК партии был направлен работать в Западную Сибирь в Тюмень– в «Главтюменьнефтегаз», которым руководил вплоть до начала эпохи новой России — до 1992 года. Одновременно с марта 1992 г. был генеральным директором нефтесервисной Российской инновационной топливно-энергетической компании. После того, как она была выкуплена «Лукойлом», стал председателем совета директоров РИТЭК. В 1992-м Валерий Грайфер перешел на работу в «Лукойл», став исполнительным директором по научно-техническому прогрессу и экологии, впоследствии вошел в состав совета директоров компании, а в 2000-м — возглавил совет. Не стало великого нефтяника в апреле 2020 года…

Школа татарстанских нефтяников от Владимира Леванова

Фото: автор неизвестен, wikimedia.org, добросовестное использование
Фото: автор неизвестен, wikimedia.org, добросовестное использование

Имя Владимира Леванова в 70-е гремело по всей стране — он один из первых нефтяников Татарии, которые задолго до середины 80-х, когда «Татнефти» были поручены тюменские месторождения, отправился в Западную Сибирь. После бугульминской школы буровых кадров в 1952 году, Леванов поступил помощником бурильщика мактаминской конторы бурения. Будущий герой соцтруда, о котором в современной России появится отдельная страничка в Википедии, стал настоящим профессионалом на Альметьевской земле — в Альметьевском управлении буровых работ. В 1968 году опыт и умение Владимира Алексеевича стали востребованы в Западной Сибири — его перевели в трест «Тюменьнефтегазразведка», где он был принят буровым мастером в Мамонтовскую контору бурения. Леванов и его бригада, что прибыла вместе с ним, приступили к работе практически с борта самолета — в первый же день после прилета. Там, на сибирских землях, он и его бригада показали настоящий класс школы татарстанских нефтяников. В тяжелых сибирских условиях Владимир Алексеевич проработал почти 10 лет — до 1977 года. Именно за освоение таежной нефти он получил золотую Звезду героя.

Почетный гражданин Лениногорска Борис Лобанов

Фото: veterans.tatneft.ru
Фото: veterans.tatneft.ru

Немало талантов из наших краев переманила к себе земля сибирская, но все они навсегда остаются связаны с землей татарстанской. Имя Бориса Лобанова неразрывно с Лениногорском, почетным гражданином которого он является, и где Борис Степанович находился у руля НГДУ «Лениногорскнефть» 10 лет. Именно при нем здесь были построены многие социальные объекты, велось и промышленное строительство, вводились в строй новые скважины, нефтепроводы, а коллектив управления неоднократно находился в передовиках производства по компании.

В 1983–1986 годы Лобанов решал сложнейшие производственные вопросы на посту главного инженера «Татнефти». Борис Степанович — один из плеяды создателей известной инженерной школы «Татнефти». После профессиональная карьера Бориса Степанова продолжилась в министерстве нефтяной промышленности СССР, а затем в качестве первого заместителя директора ВНИИнефть. В 1994 году его знания, профессиональный опыт потребовались и в Сибири — в новой, молодой компании «Лукойл». Здесь он проработал вплоть до 2001 года, на должности зам. начальника Главного управления добычи нефти и газа ОАО «Лукойл».

Покоритель Сибири и один из создателей «Лукойла» Равиль Маганов

Фото: «БИЗНЕС Online»
Фото: «БИЗНЕС Online»

Равиль Маганов — достойный сын и продолжатель профессии своего отца — легенды татарстанской промысловой геофизики Ульфата Маганова и старший брат генерального директора «Татнефти» Наиля Маганова.

За плечами Равиля Ульфатовича уже была профессиональная карьера — от простого оператора до главного инженера «Ямашнефти», когда в 80-х он отправился покорять месторождения Сибири. Работал на предприятии «Лангепаснефтегаз», где дошел до должности генерального директора. После того, как произошло объединение трех предприятий — «Урайнефтегаз», «Когалымнефтегаз» и «Лангепаснефтегаз» в государственный нефтяной концерн «ЛангепасУрайКогалымнефть», ставший затем частной компанией «Лукойл», Маганов занял пост вице-президента по нефтедобыче компании. Кстати, говорят, что название «Лукойл», сегодня известное всему миру, придумал именно Равиль Ульфатович: из первых букв названий трех предприятий сложилась аббревиатура «ЛУК», а к ней уже было присоединено слово «ойл» — нефть по-английски (oil) в русской транскрипции.

С 2006-го Маганов был назначен первым исполнительным вице-президентом и курировал блок разведки и добычи, а в июне 2020 года возглавил совет директоров компании. В ноябре 2019 года президент России Владимир Путин наградил Маганова орденом Александра Невского. «Таких нефтяников и организаторов, как Маганов, в стране единицы», — такую оценку давали ему эксперты отрасли.

Сибирский фронт Аклима Мухаметзянова

Фото: jubilee.tatneft.ru
Фото: jubilee.tatneft.ru

Аклим Мухаметзянов — 6-й генеральный директор «Татнефти», возглавивший компанию в 1980 году. Именно под его руководством началась разработка нефтяниками Татарстана месторождений Западной Сибири.

У шестого генерала «Татнефти» жизнь не могла сложиться по-иному, как стать нефтяником. Но пришел он в профессию не сразу — сначала, совсем молодым парнем, учительствовал в сельской школе. Но все первернулось, когда буквально в двух шагах от родного дома в селе Тимяш разбурили знаменитую скважину № 3, открывшую гигантское нефтяное Ромашкинское месторождение. Что и предопределило следующий этап его жизни — теперь уже связанный с нефтью. На годы руководства Мухаметзянова «Татнефтью» пришлись и одни их главных свершений компании: добыча двухмиллиардной тонны нефти, активная деятельность компании в Западной Сибири, что было делом государственной важности и личной заслугой самого Мухаметзянова. Во времена освоения таежной нефти, Мухаметзянову пришлось работать сразу на двух фронтах, причем сибирский фронт был самым тяжелым. Что заключалось не только в трудностях по освоению недр, но и в категорическом неприятии, а порой и откровенном саботаже со стороны местных властей и «аборигенов». Перекрывались задвижки, исчезали целые составы, сбрасывалась в реки техника… И это на фоне нереальных для выполнения планов, поставленных руководством страны. О чем принципиальный Мухаметзянов и сообщил открыто в то время генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Горбачеву. Он спорил, доказывал и мужественно отстаивал свои позиции, позиции профессионалов — нефтяников. А ведь татарским нефтяникам досталось удручающее наследство: на промыслах простаивало до 40 процентов скважин, уровень добычи нефти падал, из-за неправильной технологии по выработке запасов началось тотальное, необратимое обводнение скважин…

За самоотверженный труд успехи в освоении недр Западной Сибири 49 работников «Татнефти» были награждены орденами и медалями СССР.

Самый весомый начальник среди НГДУ Рафаиль Нурмухаметов

Фото: Сергей Трусов, из архива «Татнефти»
Фото: Сергей Трусов, из архива «Татнефти»

Рафаиль Нурмухаметов более 30 лет — с 1989-го по 2020-й — возглавлял одно из старейших НГДУ «Татнефти» — «Лениногорскнефть». Это один из самых весомых и авторитетных руководителей нефтегазодобывающих предприятий республики. Как и многим специалистам и руководителям нефтяной отрасли республики 80-х, он попал и в когорту покорителей Сибири. Рафаиль Саитович возглавлял НГДУ «Ласьеганнефть» ПО «Татнефть, городе Лангепасе Тюменской области. Партия, правительство требовали планы по добычи, а ее не было в силу независимых от нефтяников обстоятельств. Вот как вспоминал он работу на сибирских землях: «Вспоминается сибирский этап. Добычи нет. «Тюменская правда» каждый месяц публикует выполнение плана. И моё НГДУ «Ласьеганнефть» — последнее в списке, как отстающее. Работать начинал в 6 утра, к 12 ночи заканчивал…»

Сегодня Почетный гражданин Лениногорска, Нурмухаметов входит в совет директоров «Татнефти».

Сибириада Рашада Фаткуллина

Фото: veterans.tatneft.ru
Фото: veterans.tatneft.ru

Рашад Фаткуллин — человек-легенда, более 60 лет своей жизни отдавший нефтяной отрасли. Начинал с низов, пройдя абсолютно все ступени профессии: помощник бурильщика, потом стал буровым мастером, главным инженером и директором конторы бурения, начальником ЦИТС, главным инженером, начальник Альметьевского управления буровых работ. А с 1979 по 1995 год Рашад Хасанович был заместителем генерального директора «Татнефти» по бурению: одно из самых «горячих» направлений «Татнефти». Поэтому и не удивительно, что на новых месторождениях Сибири ему было поручено именно бурение. «В то время все силы „Татнефти“ были брошены на создание буровых мощностей. Максимальная проходка, которую достигли буровики тогда, — тысяча скважин в год. Мы создавали фонд для добычи нефти. Кроме того, татарские нефтяники привезли с собой и передовые технологии. Мы считались полигоном для новых идей», — вспоминал Фаткуллин. Под руководством Фаткуллина находилось более 10 тысяч буровиков Сибири и почти столько же — в «Татнефти». За долгие годы служения профессии, Рашад Хасанович удостоен множества правительственных наград, среди которых и медаль «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири». Любопытные факты из жизни ветерана нефтяной отрасли — помимо профессиональной, научной и изобретательской деятельности (у Фаткуллина порядка 90 патентов, среди которых есть и международные!), Рашад Хасанович консультировал известную эпопею «Сибириада» Андрея Кончаловского, удостоенного Гран-при Каннского кинофестиваля в 1979 году и специального приза международного кинофестиваля в Хьюстоне в 1982 году. А также был консультантом американского фильма «Вне времени».

Нефтяник и строитель с «Большой земли» Семен Фельдман

Фото: veterans.tatneft.ru
Фото: veterans.tatneft.ru

Вся трудовая жизнь Семена Фельдмана была связана с нефтяной отраслью. Еще в 1958 году он в составе бригады выпускников Ленинградского горного института приехал в Татарстан, где поступил работать оператором по добыче нефти на нефтепромысел № 4 НПУ «Бугульманефть». С этого момента началась его славная трудовая стезя длиною в 54 года. Работал в НГДУ «Прикамнефть», где за 24 показал себя не только как нефтяник, но и как строитель-заказчик на должности заместителя начальника по капстроительству. А затем был сибирский период жизни. В 1984 году на уровне правительства страны было принято решение, что нефтяники Татарии и Башкирии помогут сибирцам в освоении нефтяных залежей.

Был образован филиал объединения «Татнефть» в Западной Сибири с аппаратом управления в Лангепасе. А НГДУ «Урьевнефть» приказом Министерства нефтяной промышленности было передано на баланс производственного объединения «Татнефть». Именно НГДУ «Урьевнефть» и возглавил в свое время Семен Афроимович, как нефтяник и строитель с «большой» земли.

С 1985 он вернулся в «Татнефть» уже на должность заместителя генерального директора компании по капитальному строительству. И в этой должности в его сферу деятельности входили в том числе и подразделения компании, работающие в Западной Сибири.

«Расстрельная» должность Федора Щёлокова

Фото из архива «Татнефти»
Фото из архива «Татнефти»

От помощника бурильщика до заместителя генерального директора по общим вопросам ПАО «Татнефть» — такая, в общем-то, во многом типичная карьера профессионала прошлых лет сложилась у Федора Щёлокова.

Однако не только с «Татнефтью» связана его жизнь. В 1985 году Федора Лазаревича назначили заместителем генерального директора ПО «Татнефть» по Западной Сибири. Сегодня мало кто уже помнит, но освоение нефтяных запасов Сибири в то время шло со скрипом — местные партийные чиновники ставили палки в колеса прибывающим нефтяникам из Татарии, считая их выскочками и нежеланными гостями на сибирской земле. Доходило до саботажа и прямого вредительства. Именно Щёлоков стал тем человеком и руководителем, который вдохнул жизнь в нефтедобычу, одновременно умудряясь «разруливать» все недопонимания с местными. Сильный, уверенный в себе, спокойный, как глыба, Федор Лазаревич как никто больше подходил для сурового сибирского менталитета. Многие считали, что эта должность — «расстрельная», хотя за глаза называли его «генералом» всего сибирского нефтепромысла, поскольку объемы бурения в этом регионе были просто огромны. Щёлоков быстро навёл порядок в этом разбросанном по всей Сибири хозяйстве, в результате добившись выполнения плана по бурению и добыче нефти. Всего за три года было создано объединение «Лангепаснефтегаз» в составе трех НГДУ и с полным комплектом всех вспомогательных подразделений с 30-миллионной годовой добычей нефти. Ему предлагали высокий пост в Сибири, но он отказался, поскольку роднее «Татнефти» ничего более не видел.

Елена Фадеева