Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Атласъ Россiйской Имперiи. Козельскъ

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно! Век девятнадцатый и начало ХХ столетия неразрывно связали Козельск через Оптину Пустынь с русскою культурой: сюда за ответами на мучившие их вопросы приезжали Гоголь, Достоевский, Леонтьев, даже отлучённый от Церкви Толстой во время последнего своего побега провел в монастырской гостиницы целый день, так и не решившись просить о встрече оптинских старцев. А если бы решился?.. Как бы это изменило последние его дни? Как знать... возможно, изменило бы - и много к лучшему... А вот с традиционными картинами современных художников вышел сегодня некоторый фокус. Они все вдруг оказались прямо очень интеллектуальной собственностью. Выделив из них одного - православного мастера кисти Илью Яценко - я всё же отважусь воспользоваться парою его работ, которые смог отыскать в Сети выложенными "для общего пользования". Хотел бы ещё его "Козельский дворик", но, похоже, совсем "нельзя", а жаль... Спас

"Я всегда любил нашу глушь, мелкие города и сельские местности больше столиц..." (Б. Пастернак)

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!

  • Этот цикл совершенно не претендует на какие-либо исторические открытия или авторские изыски, нося девически-невинный (и уж точно без каких-либо геополитических "фиг в кармане") созерцательный характер. Более того - я даже не постыжусь вовсе отказаться (разве что - за самым малым) от собственных комментариев, снабдив предлагаемый иллюстративный материал редкими подписями, да касаемыми непосредственно темы цитатами от более достойных именитых персонажей минувших столетий.
-2
-3
  • "... Уже Батый находился во 100 верстахъ отъ Новагорода, гдѣ плоды цвѣтущей, долговременной торговли могли обѣщать ему богатую добычу; но вдругъ — испуганный, какъ вѣроятно, лѣсами и болотами сего края — къ радостному изумленію тамошнихъ жителей, обратился назадъ къ Козельску (въ Губерніи Калужской). Сей городъ, весьма незнаменитый, имѣлъ тогда особеннаго Князя еще въ дѣтскомъ возрастѣ, именемъ Василія, отъ племени Князей Черниговскихъ . Дружина его и народъ совѣтовались между собою, что дѣлать. «Нашъ Князь младенецъ, » говорили они: «но мы, какъ вѣрные Россіяне, должны за него умереть, чтобы въ мірѣ оставить но себѣ добрую славу, а за гробомъ принять вѣнецъ безсмертія.» Сказали и сдѣлали. Осада Козельска. Татары семь недѣль стояли подъ крѣпостію и не могли поколебать твердости жителей никакими угрозами; разбили стѣны и взошли на валъ: граждане рѣзались съ ними ножами, и въ единодушномъ порывѣ геройства устремились на всю рать Батыеву; изрубили многія стѣнобитныя орудія Татарскія, и положивъ 4000 непріятелей, сами легли на ихъ трупахъ. Ханъ велѣлъ умертвить въ городѣ всѣхъ людей безоружныхъ, женъ, младенцевъ, и назвалъ Козельскъ Злымъ городомъ: имя славное въ такомъ смыслѣ!" (Н.М.Карамзин "История государства Российского")

-4

-5
  • "... Даю ему… Козельск с волостями, да волости Козельские: Серенеск, да Людимеск, да Коробки, и Вырки, на Вырке на реке волости Сениша, да Сытичи, да Выино, и с иными месты, да Липицы, да Вздыбанов, да Верх-Серена, да Луган, да Местилово, да Кцын, да Хвостовичи, да Порыски, да Борятин, да Орень, да Хостьци, да Жеремин, да Сныхово, да Ивановское Бабина село Незнаново, и с иными месты, со всем с тем, что к тем волостем и селом потягло..." (Из завещания 1505 г. Ивана Васильевича III в пользу сына Семёна Ивановича)
-6

  • "7 Сентября 1610 года, внезапно пришли из под Смоленска вольные люди, в два часа овладели беззащитным городом, перерезали всех, не давая никому пощады и предавший оный пламени, с большой добычей возвратились в Королевский лагерь" (из записок очевидца событий пастора Бера)
Карта Козельского уезда 1776 г
Карта Козельского уезда 1776 г
  • "Уездной городъ Казелск положение имеетъ на берегу реки Жиздры по течению ее на левой стороне и по обе стороны речки Другусны. В ней церквей каменныхъ 5. деревянная 1. Дворъ каменной 1, деревянных 398. В нихъ купцовъ и мещанъ мужеска полу 613. Беломестных казаков 272, стрельцов 174, пушкарей 20. Итого 1079 душъ. Заселенной зели 183 десятины 101 саженъ, неудобной 8 десятинъ 2190 саженъ... Въ уезде монастырь каменной 1 Макарьевская пустынь оптина монастыря. Церквей каменныхъ 14, деревянныхъ 35. Заводовъ конскихъ 3, железной 1 на речке Серене; мелницъ водяны 38, ветреныхъ 6. Селъ 59, селецъ 87, деревень 120. В нихъ по ревизии казенныхъ 3262, владельческихъ 29413. Итого 32675 душъ" (Из комментариев к карте Козельского уезда 1776 г.)

  • "В древния времена Козельскъ укрепленъ былъ валом, имевшимъ в окружности 45 саженъ. В немъ находится теперь 4 церкви каменныя и три деревянныя, полагае в сие число соборъ и упраздненный Вознесенский девичий монастырь. Строение в немъ прежде было непорядочно, но после случившегося въ 1777 году пожара, жители выстроили по апробированному плану каменные и деревянные на каменныхъ фундаментахъ домы, будучи пожалованы отъ ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА немалою суммою денегъ на 10 летъ безъ процентовъ. Ныне городъ сей почесться можетъ изъ из наилучшихъ сей губернии городовъ, в разсуждении порядочнаго расположения его. Особливое примечание заслуживаетъ каменный гостинный дворъ с галлереею, состоящей в 34 лавкахъ, изъ которых 17 построены на погребахъ, и два каменные корпуса для присудственных мест. Частныхъ же домов щитается 554 дома; из коихъ 4 только каменные, а прочие все деревянные. Жителей в семъ городе по последней переписи въ окладе положено купечества и мещанъ мужеска полу 810, женска 797; Белопоместныхъ казаковъ, стрельцовъ и пушкарей мужеска полу 574, женска 589 душъ; священнослужителей: статныхъ мужеска 40, женска 19; засштатныхъ мужеска 48, женска 28, и того мужеска 1472, женска 1433 души. Купечество торгует в гостинномъ дворе шелковыми, бумажными и шерстяными и разными мелочными товарами. Некоторые изъ нихъ отъезжают въ степные города для закупки пеньки, меду, воску, сала и рогатой скотины; пеньку отвозятъ на Гжатскую пристань и в Городъ Юхновъ, а прочее продают в Козельске и Москве; такъ же скупаютъ по торгам, еженедельно у нихъ по одному разу бывающимъ, у приезжающихъ окружныхъ поселянъ хлебъ и пряжу и перепродаютъ на полотняныя фабрики Перемышльскаго уезда. При томъ бываетъ у нихъ небольшая ярмонка въ десятую и одинадцатую пятницу по Пасхе, и продолжается только по одному дню..." (Из "Топографического описания Калужского наместничества 1785 г.)

-8
  • «... Этот городок мне всегда нравился — Сухиничи и Перемышль просто захолустье, убожество, тоска уездного городишки, но в Козельске лучше и поэтичней: много церквей, зелени, все понарядней, чудесный луг по Жиздре, а за нею бор, в нем знаменитый монастырь, кажется, купола его видны и из Козельска... Какое-то свое действие на Козельск Оптина Пустынь имела, я уверен. Или, может быть, и возникла около него не случайно – Козельск древний, благородный городок, некогда геройски отбивший татар (помнится, там была даже княгиня-мученица). Так что это Русь вековая, прославленная. Около лабазов Сухиничский монастырь не возник бы» (Писатель Борис Зайцев)
-9
-10

Век девятнадцатый и начало ХХ столетия неразрывно связали Козельск через Оптину Пустынь с русскою культурой: сюда за ответами на мучившие их вопросы приезжали Гоголь, Достоевский, Леонтьев, даже отлучённый от Церкви Толстой во время последнего своего побега провел в монастырской гостиницы целый день, так и не решившись просить о встрече оптинских старцев. А если бы решился?.. Как бы это изменило последние его дни? Как знать... возможно, изменило бы - и много к лучшему...

-11

  • "...
    К Козельску ведет широкий большак екатерининских времен, из Сухиничей в Калугу. Вековые березы, ракиты, по протоптанным тропинкам бабы-богомолки в лаптях, с палками в руках. В самом Козельске много церквей, он располагает к себе, есть в нем даже нечто древнее: остатки валов, за которыми отчаянно и безнадежно сопротивлялись жители когда-то татарам. За рекой Жиздрой, здесь довольно полноводной, бор – начало знаменитых Брянских лесов. В бору, тут же под Козельском, пред лугами и вековым лесом монастырь Оптина Пустынь. Край мирный, светлый. Его можно очень полюбить. Монастырь не из древних. Однако упоминается уже в XVI веке. Как нередко обители, претерпел разные судьбы: к концу XVIII века захирел, в нем осталось всего три монаха, из них один слепой. Московский митрополит Платон, объезжая епархию в начале XIX века, «пленился прекрасным месторасположением Оптиной», решил восстановить ее" (Борис Зайцев "Святая Русь")
-12
-13
Железнодорожный мост близ Козельска
Железнодорожный мост близ Козельска

А вот с традиционными картинами современных художников вышел сегодня некоторый фокус. Они все вдруг оказались прямо очень интеллектуальной собственностью. Выделив из них одного - православного мастера кисти Илью Яценко - я всё же отважусь воспользоваться парою его работ, которые смог отыскать в Сети выложенными "для общего пользования". Хотел бы ещё его "Козельский дворик", но, похоже, совсем "нельзя", а жаль...

-15
-16

Спасибо, что на несколько минут перенеслись вместе с вашим Резонеромъ в Былое. В следующий раз такой voyage состоится уже в декабре, и - надеюсь - у нас соберётся славная компания!

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

ПРЕДЫДУЩИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В РАМКАХ ЦИКЛА "Атласъ Россiйской Имперiи" - в каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE

ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ИЗБРАННОЕ. Сокращённый гид по каналу