Гостиницу собирались строить на набережной в 2010-х, и по слухам ее так и не возвели именно по той причине, что в проектной документации отсутствовал раздел по обеспечению сохранности объекта культурного наследия». Поскольку сейчас компания, которая тогда выступала застройщиком, оказалась в роли заказчика документации, хабаровчане забеспокоились, что речь опять идет о возведении каких-то объектов на берегу.
Многие жители города, общественники, архитекторы явились на слушания, чтобы выразить свое несогласие с доводами историко-культурной экспертизы и отстоять набережную с яхт-клубом. Некоторые принесли с собой подписи хабаровчан, которые не смогли прийти на обсуждение, но хотели, чтобы их позиция была учтена.
- Государственная историко-культурная экспертиза проведена экспертами поверхностно, исследования не глубокие, не точные. Указанные в ней зоны охраны объекта культурного наследия не обеспечат должной сохранности объекта. Утверждение данных решений приведет к нарушению условий визуального восприятия яхт-клуба, его исторической среды, полной замене его исторического зеленого бэкграунда на высотную застройку, на фоне которой данный объект культурного наследия утратит роль акцента речного фасада города Хабаровска, - указала одна из участниц слушаний.
По ее мнению, все это в итоге отразится на туристической привлекательности города и может повлечь нарушение прав людей на доступ к культурным ценностям. Поэтому было предложено направить экспертизу на доработку и предусмотреть в нейзащитную стометровую зону яхт-клуба, а также исключить там возможность жилищного строительства. Но управление охраны объектов это мнение не поддержало.
- Предложения носят субъективный характер, основанные на предположениях. Установление защитной зоны объекта культурного наследия не относится к предмету экспертизы и к проекту зон охраны объекта культурного наследия. Управлением указанные предложения не поддерживаются, - отмечается в протоколе слушаний.
Присутствующие на слушаниях общественники также указали на то, что в экспертизе отсутствуют данные о роли яхт-клуба в облике исторической части Хабаровска, о композиционно-видовом влиянии объекта на прилегающие территории.
- Ландшафтно-визуальный анализ не содержит самую главную видовую зону объекта – с акватории реки Амур. При проведении натурных исследований экспертами не выявлены особенности ландшафта и исторической градостроительной ситуации. Сам яхт-клуб является продуктом измененной в середине 20 века среды, изначально являлся и задумывался парковым сооружением, отдельно стоящим на территории на берегу залива-ковша для лодок и яхт, а окружением и фоном для него являлись зеленые насаждения. Именно эта среда является для объекта исторической, - отметили общественники.
Управление охраны объектов культурного наследия частично согласилось с представленными доводами: в частности с тем, что в экспертизе не учтена связь яхт-клуба, современного состояния окружающей застройки и ландшафтного окружения с акваторией реки Амур.
Одна из участниц слушаний отметила, что, исходя из экспертизы, в 30 метрах от яхт-клуба в итоге может быть дозволено строить высотки вплоть до 24 этажей. При этом нет в документации конкретного анализа ситуации и выводов о том, какие следует принять меры, чтобы придать объекту культурного наследия главенствующую роль в композиции застройки и выявить его наиболее значимые стороны.
- Вызывает удивление, что автор проекта и эксперты, давшие положительное заключение, не имеют представления о методике определения зоны охраняемого природного ландшафта, раз отнесли к ней фрагмент территории парка на искусственной намывной территории, проигнорировав водные рубежи реки и естественный рельеф Казачьей горы, откуда открываются виды на затон и указанный объект. Предлагаю отклонить указанное заключение экспертизы, - высказалась участница слушаний.
По итогам обсуждений, на которых многие из присутствующих просили полностью отказаться от идеи застройки участка возле яхт-клуба, комиссия пришла к решению о несогласии с экспертизой. Но, исходя из протокола, главная причина - это лишь то, что не проанализирована связь объекта культурного наследия, окружающей застройки и ландшафтного окружения с акваторией реки. А значит, говорить об отказе от планов на строительство пока рано.
Напомним, в Хабаровске также готовятся к реализации проекта объединенной набережной, и в данный момент проходит обсуждение пятого, шестого и седьмого этапов работ, который пройдет в районе речного вокзала. DVHAB узнал, какая судьба ждет старинное здание во время проведения работ и что именно планируется обустроить на указанном участке побережья.
Екатерина Пирогова, новости Хабаровска на DVHAB.ru