Уже 13 киргизских банков отказались работать с Россией и не проводят входящие и исходящие платежи либо используют различные схемы, согласно которым отказываются работать с так называемыми санкционными компаниями, финансовыми организациями и лицами. Я уже не говорю про карту "Мир" и систему передачи финансовых сообщений.
Возникает вопрос: а почему они себя так ведут? Ведь у нас очень часто, особенно в экспертном сообществе, любят предъявлять претензии, например Китаю и Турции за то, что те якобы наносят нам удары в спину. Хотя Турция – это вообще-то член НАТО, т.е. официальный союзник Соединенных Штатов, и то, что сейчас делает Анкара – это и так, можно сказать, достаточно смелые поступки и решения. Понятно, что в своих интересах, понятно, что в интересах собственного заработка – но, тем не менее, какую-то автономность и самостоятельность Анкара проявляет.
Что касается Китая, то здесь вообще смешно говорить. Наша торговля растет, развивается несмотря на некоторые трудности с платежами в отношении Китая. Постоянно открываются новые филиалы, используются новые обходные схемы – о чем я буквально на днях делал программу. Главный выход – это развитие цифровых расчетов, цифровых финансовых активов. И на саммите БРИКС в Казани в октябре, надеюсь, мы определенное решение услышим.
Но тем не менее, прежде чем пенять на Китай, необходимо понять, что, во-первых, такой зависимости от российской экономики, как у Киргизии, у Китая нет. Во-вторых, вспомним, что было в нашей стране с 2014 по 2022 годы. Я даже не говорю о том, как наши компании буквально срывали уже заключенные контракты и договоренности. Например, с Ираном о сотрудничестве о развитии железнодорожной сети – потому что испугались западных санкций. Или как отказывались работать с КНДР и Кубой. Да о чем говорить, когда в Крым не заходил практически никто из крупных и крупнейших компаний России, а некоторые не заходят и до сих пор.
Но вернемся к Киргизии. Я понимаю, если бы она была такой самодостаточной, самостоятельной экономикой с суверенной политикой, если бы не было тотальной зависимости от России (а я напомню, что переводы из нашей страны в Киргизию составляют 26,5% ВВП этого государства), и вдруг они отказались бы работать по финансовой инфраструктуре. Ну понятно, что отказываются не киргизские власти, а представители банковского сектора. Но ведь власти должны иметь на них определенное влияние. Зато, когда речь заходит о трудовых мигрантах, то представители Бишкека допускают, мягко говоря, странные, заявления – например, о том, что Россия обязана обеспечивать социальные выплаты семьям мигрантов, в частности, предоставлять бесплатные услуги по медицине. Эта же представитель Киргизии в тот же момент заявила, что их народу сложно будет объяснить, зачем Киргизия находится в составе Евразийского экономического союза, если в России ограничиваются права мигрантов.
Однако у нас права мигрантов не то что не ограничиваются – они являются одними из самых либеральных в мире. Посмотрите на ОАЭ, где уже много десятилетий работает эффективная система "кафала". Может быть, и нам стоит принять такие меры? На мой взгляд, это делать необходимо. К тому же, чем больше мы допускаем подобных заявлений, подобных упреков в наш адрес, тем сильнее все это проявляется, причем не просто на уровне каких-то голословных речей, а на уровне конкретных действий. И поведение киргизских банков относится как раз ко всему этому.
Что в данной связи здесь необходимо, на мой взгляд, предпринять? Было бы достаточно актуально обязать осуществлять переводы в Киргизию и другие страны Средней Азии, которые вводят подобные меры и следуют различным санкционным историям, исключительно через карту "Мир", через систему передачи финансовых сообщений, через российские банки. У нас же работают там, в Средней Азии, филиалы наших основных банков. Если где-то не работают – давайте откроем и будем делать переводы только в рублях.
На подобные заявления и действия наш ответ должен быть жестким. О какой дипломатии здесь может идти речь, когда, я повторю, экономики ряда государств Средней Азии тотально зависят от России? 26,5% ВВП от одних только переводов – это не шутка. Если мы перекроем трудовых мигрантов, то киргизская экономика моментально рухнет, и вслед за этим начнется политическая нестабильность. Хаотизация ситуации не только в этой стране, но и вообще в Средней Азии. Понятно, что Россия не заинтересована в том, чтобы в Средней Азии начался хаос и этим воспользовались западные страны. Они как раз и хотят добиться подобного, им выгодно открыть второй фронт против России и вместе с этим же укрепить свое влияние в тылу у Китая. Но, тем не менее, если совсем не проявлять никакой реакции, это может привести к тем последствиям, которые сейчас мы наблюдаем на территории бывшей Украины.