Джейн Остин написала свой самый известный роман, когда ей было чуть за двадцать. Рукопись решительно отвергли все издательства, и опубликовать «Гордость и предубеждение» (Pride & Prejudice) писательница смогла только спустя пятнадцать лет, и то, благодаря успеху вышедшего в 1811 году «Разум и чувства».
Первая экранизация датируется 1938-ым годом, а всего их около пятнадцати, включая всякого рода адаптации и зомбоверсии: «Гордость и предубеждение и зомби», «Невеста и предрассудки», «Мистер Гордость и Мисс Предубеждение» и так далее. Но нам интересно именно классическое прочтение, с костюмами и прическами, соответствующими эпохе, поместьями Лонгборн и Пемберли, и прочие быт и атмосфера Англии XIX века.
Поэтому я выбрала пять соответствующих экранизаций:
Гордость и предубеждение (1940)
- Элизабет Беннет (Грир Гарсон)
- Мистер Дарси (Лоренс Оливье)
«Все знают, что молодой человек, располагающий средствами, должен подыскивать себе жену».
Джейн Остин
(от имени автора)
Полнометражный фильм. Победитель церемонии «Оскар» в 1941 году в номинации «Лучшая работа художника-постановщика». Думаю, фильм имел успех, ведь в роли Фицуильяма Дарси – сам Лоренс Оливье.
Разительное отличие от книги и от других экранизаций – в финале. В этом варианте леди Кэтрин де Бёр одобряет брак Дарси и Лиззи. Это было очень неожиданно. Оригинальная сцена с проверкой, подходит ли строптивица Элизабет любимому племяннику леди де Бёр повергла меня в недоумение. Такой голливудский романтизм, ну да ладно. В остальном в принципе по роману, но смотрится все равно не как английская классика, а как американская мелодрама, хорошая американская мелодрама, не передающая дух Остин. Впрочем, есть очень забавные, острые диалоги, хорошая актерская игра (особенно Эдна Мэй Оливер в роли леди Кэтрин де Бёр и Мэри Боланд в роли миссис Беннет), и поэтому фильм оцениваю со знаком плюс.
Оливье, кстати, весьма неплох, а вот Грир Гарсон, равно как и Морин О’Салливан в роли старшей сестры Элизабет – первой красавицы Джейн Беннет, меня не впечатлили.
Гордость и предубеждение (1967)
- Элизабет Беннет (Селия Баннерман)
- Мистер Дарси (Льюис Фиандер)
«Я бы простила ему его гордость, не задень он мою».
Джейн Остин
(Элизабет Беннет)
Шестисерийный телевизионный сериал производства BBC, компании, которая позже экранизировала еще не один раз этот роман Остин.
Что могу сказать - примерно ничего внятного. Качество ужасное, в переводе не нашла, смотрела на английском, что, впрочем, для тех, кто многократно читал роман или смотрел хоть один фильм, не проблема.
В этой версии отсутствует одна из сестер Беннет – занудная Мэри. Почему её убрали, непонятно. Каждая серия имеет название:
- Соседи
- Гордость
- Предложение
- Предубеждение
- Побег
- Судьба
По актерам: никто не впечатлил и не запомнился. На мой взгляд, есть несоответствие типажам и персонажам. Вроде всё живенько, эмоционально, но… я не прониклась совсем. Скудные интерьеры и пейзажи, и уж точно никакой атмосферности Остин.
Рекомендовать могу, только если вы убежденный фанат творчества писательницы и хотите увидеть вообще все варианты экранизаций по ее книгам.
Гордость и предубеждение (1980)
- Элизабет Беннет (Элизабет Гарви)
- Мистер Дарси (Дэвид Ринтул)
«Если женщина скрывает увлечение от своего избранника, она рискует не сохранить его за собой. И тогда слабым утешением для неё будет сознавать, что мир остался в таком же неведении».
Джейн Остин
(Шарлотта Лукас)
Снова ВВС, снова телесериал (из пяти эпизодов) и первый цветной вариант в подборке. И, в общем-то, это довольно неплохой вариант, о котором мало кто знает. ВВС словно оттачивает мастерство от экранизации к экранизации. Дэвид Ринтул в образе Дарси по-английски сдержан и холоден, Элизабет Гарви в роли Лиззи – мила и остра на язык. Джейн мне не очень понравилась (Сабина Франклин), зато интересна Мэри Беннет (Тесса Пик-Джонс) и где-то даже напоминает Мэри из экранизации 1995 года.
А вот Леди Кэтрин де Бёр (Джуди Парфитт) – как-то слишком молода на мой взгляд, ну или это в сравнении с остальными актрисами, более возрастными, у меня есть когнитивный диссонанс. Джуди Парфитт выглядит скорее, как Кэролайн Бингли.
В целом это такая добротная английская классика, и, повторюсь – своеобразная репетиция перед сериалом 1995 года, который считают эталоном.
Гордость и предубеждение (1995)
- Элизабет Беннет (Дженнифер Эль)
- Мистер Дарси (Колин Ферт)
«Барышни любят время от времени разбивать сердце, — почти так же, как выходить замуж. Это дает пищу для размышлений и чем-то выделяет их среди подруг».
Джейн Остин
(Мистер Беннет)
И вот мы добрались до этого самого эталона. Знаю, что многие ругают выбор актеров – мол, Дженнифер Эль слишком стара для двадцатиоднолетней Лиззи (на момент съемок ей было 26 лет), а Джейн, простите, на первую красавицу не то, что не тянет, она откровенно не привлекательна. Но. Если рассмотреть эталоны английской красоты, то именно Сюзанна Харкер – идеальная Джейн Беннет. А как гармонично смотрится с ней Криспин Бонем-Картер, между прочим, брат Хелены Бонем Картер — Чарльз Бингли? Смотрится, и очень контрастирует с Колином Фертом, что немаловажно.
Кстати, Джулия Савалия, сыгравшая самую младшую из сестер, Лидию, была на 10 лет старше своей героини, и ничего. Кто это заметил?
В этой версии вообще всё сошлось. У меня нет ни одного нарекания, начиная от подбора актеров, вообще всех (ах, какая тут миссис Беннет, какие разнохарактерные сестры, какие неприятные мистер Коллинз и леди Кэтрин, невыразительная Шарлотта Лукас и очаровательная Джорджиана Дарси) до того сама духа эпохи, подбора костюмов, украшений, интерьеров, дивных зеленых лугов и озер Пемберли, и музыкального сопровождения, конечно же. Отдельно стоит отметить милейшую заставку к сериалу, прелесть же.
Важно, что все актеры не выглядят вырванными из XIX века, они словно сошли со страниц Остин. Переиграть Колина Ферта – едва ли это будет хоть когда-либо возможно. Дженнифер Эль также выбрали из огромного количества актрис, и не прогадали. Мне невозможно представить лучшую пару, когда речь о Дарси и Лиззи – перед глазами только Ферт и Эль.
Это первая экранизация, которая выглядит живой, а не студийной, картонной. Ну, разве что вариант 1980 года к ней был близок из ранее снятых. Большая часть диалогов осталась нетронутой, что тоже ценно, конечно. Одним словом, как вы поняли, я в восторге от варианта 1995 года.
Гордость и предубеждение (2005)
Элизабет Беннет (Кира Найтли)
Мистер Дарси (Мэттью Макфэдьен)
«Как мало подлинного счастья ждёт супружескую чету, соединившуюся под влиянием страстей, которые оказались более сильными, чем чувство ответственности и долга».
Джейн Остин
(от имени автора)
Второй полнометражный фильм в подборке. Фильм очень красивый визуально, не придраться, и у многих — это любимая экранизация романа. Но не у меня. Мне обычно нравится Кира Найтли в костюмных ролях, но её Лиззи отчего-то чрезвычайно растрепана и современна. Быть может, это такая задумка – при помощи беспорядка на голове показать свободолюбивый характер и нежелание соответствовать устоям общества? Хотя очаровательна, бесспорно.
Макфэдьена утвердили спустя восемь(!) месяцев поисков и сотни просмотренных кандидатов. Предыдущий мистер Дарси - Колин Ферт, задал слишком высокую планку, и режиссер боялся, что всё, что будет после - будет выглядеть бледно и невыразительно (не так гордо и не так предубедительно), чем он. В общем-то, Ферта Макфэдьен, конечно, не превзошел. Не нравится мне и Джейн (Розамунд Пайк) – неоднократно писала уже об этом. Это просто мое субъективное отношение к актрисе. Ну не воспринимаю я ее барышней XIX века. Вот чокнутые героини – Эми в «Исчезнувшей», Марла в «Аферистке», Миранда в «Вернуть отправителю» — это вот её амплуа.
А вот кто здесь хорош, так это мистер Беннет (Дональд Сазерленд) и леди Кэтрин де Бёр (Джуди Денч).
Резюмируя, вот мой личный рейтинг по экранизациям:
1. 1995 год - безоговорочное первое место. Мне кажется, это как «Унесенные ветром», лучше снять невозможно
2. 1980 - чудная классика в лучших традициях ВВС
3. 2005 – атмосфера и визуал на высоте
4. 1940 – старый добрый Голливуд
5. 1967 – можно и вовсе не смотреть