Когда я училась в школе мы на уроках рисования знакомились с русским народным промыслом и учились рисовали узоры в стиле Гжель. Это было очень интересно и познавательно. Отучившись, я и не думала, что когда-то снова столкнусь "лоб в лоб" с данным промыслом. И вот на прошлых выходных судьба привела меня на экскурсию на производство "Объединение Гжель".
В этот день меня ждало множество разных открытий. Во-первых, я всегда думала, что производство Гжель находится в поселке Гжель, но оказалось, что это не совсем так. Гжель - объединяет несколько поселков. И производство на данный момент оказывается не одно, а целых пять. Мы с экскурсией побывали на самом старинном из них. Оно находится в деревне Турыгино, Раменского района.
Вторым моим открытием в этот день стало, то, что в наш век автоматизации всего что только возможно, наличия искусственного интеллекта и прочих упрощающих жизнь вещей, на фабрике "Объединение Гжель" до сих пор все делают руками. Даже фарфоровую посуду и различные фигурки мастера изготавливают собственными ручками - я думала такое уже кануло в историю.
Вы только посмотрите какое огромное количество гипсовых форм используют для изготовления фарфора.
Для начала работники изготавливают жидкую массу на основе белой глины, после того как раствор готов, ее через литники (дырочки) вливают в гипсовую форму. Влага начинает впитываться в гипсовую основу и через буквально несколько минут у стеночек глиняная масса начинает застывать и принимать форму изделия. Оставшаяся жидкость сливается. После этого наше изделие остается еще на некоторое время в форме, но самое главное условие - оно не должно там высохнуть, а остаться мягким и податливым, как пластилин. Многие изделия состоят из нескольких деталей, к примеру чашка состоит из самой чашки и ручки, чайник - из основы, носика и ручки. Все детали изготавливаются по отдельности. Пока масса не высохла, и еще мягкая и податливая на этом этапе идет скрепление деталей. После этого изделие отправляется на полку сушиться естественным путем. Потом изделие зачищают и отправляют на обжиг.
После обжига изделие проверяют на дефекты при помощи раствора фуксина. Предмет опускают в раствор, и он приобретает розовый цвет. Если на изделии есть трещинки - они не прокрасятся, такое
изделие отправляют на переработку.
Предметы, которые прошли проверку отправляются на роспись художникам. Роспись осуществляется черной кобальтовой краской вручную.
Посмотрите, как выглядит рабочее место художника.
После этого изделие покрывают глазурью, изготовленной на основе глины с добавлением кварца. Изделие погружают в эту массу, и оно вновь приобретает белый цвет, причем даже рисунок не будет виден.
И снова отправляется в печь на обжиг. При 1350 градусах происходит реакция, в результате которой глазурь превращается в прозрачное стекло, а черная краска приобретает насыщенный синий цвет.
Кстати, во время второго обжига изделие еще и уменьшается в размерах. На фото ниже видно, как изменилась ваза после печи.
Мне было очень любопытно узнать, как изготавливается посуда из фарфора. Но на этом наша экскурсия не закончилась и нас отвели в музей, который находится на территории производства.
В музее было представлено множество различных работ, расписанных гжелью от великих художников этого ремесла.
Мне очень понравились новогодние часы.
Помимо современных работ, в музее хранятся найденные старинные изделия, которыми пользовались наши далекие предки.
После экскурсии по производству и музею мы отправились на мастер-класс.
Нам заботливо раздали фартуки для того, чтобы во время творческого процесса мы случайно не испачкались акриловой краской, которая очень тяжело отстирывается. На столах перед каждым лежала палетка с нанесенной на нее синей краской, стаканчик воды, три кисти для рисования разных размеров, карандаш и листок бумаги.
На мастер-классе нас учили рисовать присущую гжельской росписи розочку.
В начале мы тренировались на листе бумаги. Оказалось, выводить такую красоту совсем не простое дело. То, что получилось у меня на бумаге меня очень пугало и я переживала, как же я буду применять свой полученный опыт на практике расписывая гжелью фигурку, если у меня и на листе выходит все не так идеально, как хотелось бы. Кстати, мне очень понравилось, что девушка, проводившая мастер-класс помогала всем нуждающимся справится с поставленной задачей, подходила, объясняла и показывала индивидуально, то, что не получалось. Мой лист художеств выглядел таким способом.
После тренировок на бумаге мы перешли к делу и нам предложили на выбор для росписи различные фигурки по желанию. Я выбрала чайничек. Очень сложно было решиться начать наносить мазки на предмет, было волнение, что ничего не получится, но я справилась и в результате у меня получилась на память такая красота.
После мастер-класса мы отправились в магазин изделий, производимых на данной фабрике. В магазине разбегались глаза от ассортимента, который стоял на полках. Вокруг было множество посуды: красивых тарелочек, чашечек, чайных пар, наборов посуды, ваз для фруктов. Помимо этого, продавались так же и сувенирные фигурки, которые можно было приобрести в подарок близким или себе на память.
Я не смогла удержаться и приобрела себе вот такую красивую фарфоровую чашку с блюдцем на память. Из этой чашки я теперь каждый день пью чай.
После посещения магазина, перед отъездом домой я еще успела полюбоваться парком на территории производства.
Мне очень понравилась поездка в "Объединение Гжель". Нас очень хорошо встретили, провели нам замечательную экскурсию. Это было очень познавательно, я узнала для себя много нового. Даже попробовала себя в роли художника и поняла, какой однако это сложный труд. Я восхищена была тем, что фабрика поддерживает и пытается сохранить исконно русские традиции, ремесленный труд. Для нашего времени, когда все упрощается и ручную работу начинают заменять машины, на производстве трудятся и изготавливают для нас свою продукцию, вкладывая свою душу множество художников, и от этого она становится еще ценнее.