Найти тему

Когнитивная теория Дж. Келли.

Суть теории:

Каждый человек - исследователь, он выдвигает гипотезу, следит подтвердится она или нет. Это помогает предвидеть и контролировать события. Поведение определяется тем, как люди прогнозируют будущие события.

Главный источник развития личности - среда, социальное окружение. 

Конструкт – своеобразный способ категоризации и классификации информации приходящей к нам из внешней среды. С помощью него человек познает мир и устанавливает межличностные отношения. 

Личностные конструкты - конструкты, которые лежат в основе межличностных отношений. 

Принцип функционирования личностных конструктов: наша деятельность направляется нашими ожиданиями. Значит наши конструкты управляют нашим поведением.

Человек создает конструкты исходя из прошлого опыта.

Все конструкты находятся во взаимодействии и в определенной иерархии. В центре системы находится ядерный конструкт, а из него вытекают конкретные конструкты. 

КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОПАТОЛОГИИ

Психическое расстройство — любой личностный конструкт, который обычно повторяется, несмотря на последовательную неполноценность. 

Человек пытается расширить и реорганизовать личностные конструкты на наиболее необычном и всеобъемлющем уровне: мания и депрессия.

Мания: интерпретируют свой опыт с помощью расширения конструктов. Человек не может сохранять концептуальные границы, мышление становится менее точным, менее определенным и чрезмерно обобщенным. Человек теряет связь с реальностью и оказывается в пространстве «свободных построений».

Депрессия: интерпретируют свой опыт с помощью сужения конструктов (сократили свое перцептивное поле до минимума).

КОНЦЕПЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Критерии оценки здоровой личности:

  1. Оценивают свои конструкты и проверяют правильность своих ощущений по отношению к другим людям, то есть оценивают прогностическую эффективность своих личностных конструктов на основе социального опыта. 
  2. Могут отбросить свои конструкты и переориентировать системы стержневой роли, как только окажется, что они не действуют, то есть конструкты здорового человека проницаемы. 
  3. Открыты для расширению диапазона, объема и охвата конструктной системы. 
  4. Хорошо развитый репертуар ролей (эффективно выполняет разнообразные социальные роли и понимает других людей, вовлеченных в процесс социальных взаимодействий).

МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ 

«Репертуарный тест ролевого конструкта» (Реп-тест) - диагностика 

Назначение: для оценки важных конструктов, которые человек использует при интерпретации значимых людей в его жизни.

Техника репертуарной решетки (модификация Реп-теста) - диагностика

Суть: испытуемому предъявляют специально подготовленную решетку, в которой на одной оси перечислены значимые фигуры его жизни, а на другой — различные разряды, к которым он их относит.

Терапия фиксированной роли

Задача: помочь людям изменить их конструктную систему, улучшив ее прогностическую эффективность. 

Келли считал, что его теория может быть полезна для понимания эмоциональных состояний, психического здоровья и психических расстройств, а также в терапевтической практике.