Суть теории:
Каждый человек - исследователь, он выдвигает гипотезу, следит подтвердится она или нет. Это помогает предвидеть и контролировать события. Поведение определяется тем, как люди прогнозируют будущие события.
Главный источник развития личности - среда, социальное окружение.
Конструкт – своеобразный способ категоризации и классификации информации приходящей к нам из внешней среды. С помощью него человек познает мир и устанавливает межличностные отношения.
Личностные конструкты - конструкты, которые лежат в основе межличностных отношений.
Принцип функционирования личностных конструктов: наша деятельность направляется нашими ожиданиями. Значит наши конструкты управляют нашим поведением.
Человек создает конструкты исходя из прошлого опыта.
Все конструкты находятся во взаимодействии и в определенной иерархии. В центре системы находится ядерный конструкт, а из него вытекают конкретные конструкты.
КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОПАТОЛОГИИ
Психическое расстройство — любой личностный конструкт, который обычно повторяется, несмотря на последовательную неполноценность.
Человек пытается расширить и реорганизовать личностные конструкты на наиболее необычном и всеобъемлющем уровне: мания и депрессия.
Мания: интерпретируют свой опыт с помощью расширения конструктов. Человек не может сохранять концептуальные границы, мышление становится менее точным, менее определенным и чрезмерно обобщенным. Человек теряет связь с реальностью и оказывается в пространстве «свободных построений».
Депрессия: интерпретируют свой опыт с помощью сужения конструктов (сократили свое перцептивное поле до минимума).
КОНЦЕПЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Критерии оценки здоровой личности:
- Оценивают свои конструкты и проверяют правильность своих ощущений по отношению к другим людям, то есть оценивают прогностическую эффективность своих личностных конструктов на основе социального опыта.
- Могут отбросить свои конструкты и переориентировать системы стержневой роли, как только окажется, что они не действуют, то есть конструкты здорового человека проницаемы.
- Открыты для расширению диапазона, объема и охвата конструктной системы.
- Хорошо развитый репертуар ролей (эффективно выполняет разнообразные социальные роли и понимает других людей, вовлеченных в процесс социальных взаимодействий).
МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ
«Репертуарный тест ролевого конструкта» (Реп-тест) - диагностика
Назначение: для оценки важных конструктов, которые человек использует при интерпретации значимых людей в его жизни.
Техника репертуарной решетки (модификация Реп-теста) - диагностика
Суть: испытуемому предъявляют специально подготовленную решетку, в которой на одной оси перечислены значимые фигуры его жизни, а на другой — различные разряды, к которым он их относит.
Терапия фиксированной роли
Задача: помочь людям изменить их конструктную систему, улучшив ее прогностическую эффективность.
Келли считал, что его теория может быть полезна для понимания эмоциональных состояний, психического здоровья и психических расстройств, а также в терапевтической практике.