Я ползла на локтях и пальцах ног, практически в планке. Локти нещадно болели, хотелось встать на четвереньки, но ободранным коленям тоже было больно, да и не помещалась я в этом шкуродёре на четвереньках.
От ног впереди ползущего глиняная пыль и мелкие камешки летели в лицо. Я зажмурилась и замерла. Сзади меня ползли люди, и они вынуждены были тоже остановиться.
Мне казалось, что щель смыкается, и я не смогу пролезть. Но я точно видела, что в нашей группе были люди объёмнее меня, и они впереди. Значит никто не застрял.
Фонарь сполз со лба и стянул мне на глаз капюшон, на мой ведущий лучше видящий глаз. Кое-как поправила фонарь. Попыталась упереться и оттолкнуться коленями, но их тут же пронзила боль, а ягодицы упёрлись в потолок, и я не смогла сдвинуться с места. Пришлось снова ползти на животе, подтягиваясь на локтях и ладонях, и отталкиваясь пальцами ног. Мелькнула печальная мысль, что я испорчу свои замечательные почти новые кеды, но плохой обуви у меня не было, а эти показались самыми тёмными и самыми, наверно, прочными, и удобными, что в пещере важно.
Впереди ползущая женщина беспомощно заскребла ногами на одном месте, но не продвинулась вперёд. Я тоже замерла, боясь, что камни попадут в глаза. Тут нужно соблюдать дистанцию.
Женщина закричала, что не может продвинуться вперёд и попросила, чтобы ей помогли. Я подумала, что подталкивание сзади в пятки ей вряд ли поможет, а больше ни чем я ей помочь не могла.
Я крикнула назад, постаравшись это сделать интонациями кролика, что кажется кто-то слишком много ел и застрял, и мы будем здесь лежать пока кто-то не похудеет. Раздались нервные смешки.
А я подумала о том, сколько хейта я видела под статьями об альпинистах. Восходителей в горы называют самоубийцами и не могут понять зачем они лезут в горы. А те, кто лезет под землю? Они кто? Зачем они это делают?Под землёй тоже страшно, возможно, страшно по-другому. Но здесь точно так же, как и в горах, нет мобильной связи, здесь также недозовёшься помощи... Здесь также случаются обвалы. В отличии от гор в пещерах всегда темно. А бывает ли здесь мгновенная смерть, как в горах при падении с высоты? Или здесь будешь долго ждать конца от удушья и давящей тяжести породы? Может и под статьями о спелеологах и диггерах много хейта, просто я их не читала?
Орловские пещеры
Я читала, что последние жизни (детские жизни) орловские пещеры унесли в конце 90-х. Тогда входы завалили, чтобы народ не лазил. Но народ продолжил лазить, тогда-то и появились не входы, а норы-шкуродёры. В десятые годы нашего века тоже детей заваливало, но никто не погиб, всех откопали и в очередной раз завалили найденные входы. Но это снова не остановило диггеров и любопытных.
Я не знаю смог ли кто-то спереди подтянуть женщину за руки, или она сама справилась, но движение продолжилось и прервало мои воспоминания. И я наконец-то вывалилась в просторное сырое помещение с высоким потолком с глубокой, уходящей ввысь трещиной, и лужами под ногами.
Я в орловских пещерах оказалась впервые. Я 20 лет собиралась, но собралась только сейчас, когда подросла моя дочь и тоже захотела познакомиться с подземным Орлом.
В мечущемся свете чужих фонарей я не могла полностью разглядеть зал, в который мы попали. Я отошла от группы и шагнула в мглу. Мимо пролетела летучая мышь, видимо, вспугнутая нашей группой. На стенах были начертаны какие-то знаки и символы.
В 90-е здесь собирались сатанисты, даже жертвоприношения, говорят, были. До сих пор кое-где можно увидеть кости мелких животных. Но здесь и лисы жили, которые тоже могли добычу затащить в пещеру. А так же здесь ночевали люди, которые наверняка могли трапезничать какой-нибудь жареной курицей.
И шутники в пещерах ходят, и мистификаторы. Например, мы встретили "зайчика", собранного из камней, костей и черепа какого-то мелкого животного.
Я хотела подойти ближе к дальней стене, но вдруг под ногой не оказалось опоры, и я шагнула в воду. Вода была прозрачнейшая и недвижимая. Я её не увидела. Каким-то невероятным везением мне удалось сохранить равновесие и не шагнуть в воду второй ногой. В итоге ногу я намочила до щиколотки и, конечно, набрала воды в кеду. Парнишке из нашей группы повезло меньше, он позже в другом зале также не увидел воду и оказался в ней обеими ногами до коленей, хорошо хоть вообще не нырнул.
На фото вода выглядит зеленоватой, но в реальности она совершенно прозрачная. Говорят, пить можно без дополнительной очистки.
В какой-то момент мы выползли на "полку" и уселись на ней, свесив ноги вниз, под нами зияло метра четыре. Там внизу мы тоже ходили, но сверху пространство воспринимается совсем иначе.
Наш проводник, несмотря на заметную хромоту, бодро шагал впереди, ловко перелезал завалы и шустро пролезал по узким лазам-шкуродёрам. Он упомянул, что часто бывал в пещерах, пока его не посадили за хранение боевого оружия, найденного здесь же и отремонтированного собственными руками.
Наш проводник увлечён историей и археологией, он рассказывал нам о том, что в орловских пещерах с 18 века были каменоломни, но ещё раньше пустоты под землёй уже существовали, природа сама создала карстовые пещеры. В годы Великой Отечественной войны в орловских пещерах прятались партизаны и местные жители, опасавшиеся быть угнанными в плен.
Индустриальный туризм в Орле
Насколько мне известно, экскурсии в орловские пещеры водит только один человек – Михаил Сахаров, бывший школьный учитель истории и энтузиаст, к нему и из столицы группы приезжают. Оказывается он на одной с нами улице живёт, буквально в двухстах метрах от нас. Прямо знак какой-то.
Может, конечно, и ещё кто-то знает входы в наши местные пещеры, но я бы не рискнула полезть в такое место с человеком, о котором нет информации.
Пещера, в которую мы спустились зовётся "восьмёркой", длина её ныне доступных ходов около километра, и они, пересекаясь, образуют цифру "8", но находясь под землёй я этого не увидела и не почувствовала. Мне казалось, что мы бродим по запутанным переходам или кружим по одному и тому же пути.
Михаил сказал, что он стал ориентироваться в пещере раза с 12.
В пещере круглый год около 12-14 градусов тепла, температура воды примерно +8.
В Орловской области много пещер, но бо́льшая их часть не доступна людям. В самом Орле относительно безопасно можно попасть в две пещеры. Кроме упомянутой "восьмёрки" есть ещё "водная". В неё заползают со сдутой лодкой. В пещере надувают на небольшом "бережке" и дальше только вплавь и местами только лёжа из-за низости потолка. Но этим летом водная пещера к себе не пускает, она заполнена водой полностью.
Мы посетили пещеру вместе с Михаилом, который уже ни одно десятилетие исследует орловские пещеры и прекрасно в них ориентируется.
Я слышала, как человек из нашей группы говорил, что ему тяжело долго быть под землёй и страшновато, и что он больше не полезет под землю.
Нам с дочкой было интересно, и захотелось побывать и в водной пещере. Чувства угнетения у нас не было, наоборот, восторг и некое преклонение перед силами природы и человека, создавшими всё это.
Наш гид Михаил сказал, что в пещерах особая атмосфера, и с какими чувствами оттуда выйдет человек, что унесёт в своей душе, от него самого зависит: что внесёшь, то многократно увеличенное и вынесешь. "Пустота работает. Она пустой не остаётся".
Если соберётесь в подобные пещеры, знайте, что физическая подготовка имеет значение, у меня уже три дня все мышцы болят, даже те, о существовании которых на спине я не подозревала, а у моей дочери-гимнастки ничего не болит и не болело. Ну и габариты тоже важны, дочь меньше меня на 20 кг, ей шкуродёр шкуру не драл.
- Продолжение про пещеры:
- Здесь мой телеграм, где информация поступает оперативнее, чем здесь:
- А здесь небольшое видео из пещеры: