Спицы велосипеда – традиционные детали классической двухколесной техники. Этими элементами обода велосипедного колеса воспринимается нагрузка и передаётся мощность от ступицы непосредственно к ободу. Случайное обслуживание и незапланированный общий осмотр велосипедных спиц, как правило, выявляет дефектные отдельно взятые элементы. Поэтому рекомендуется выполнять подобные действия не время от времени, но периодически.
Дефекты велосипедных спиц
Самые распространенные дефекты, с которыми велосипедисту приходится сталкиваться, - это слом велосипедных спиц. Иногда подобное явление проходит незаметно. Однако даже если велосипедисту не удалось услышать звук слома, дефект даёт о себе знать нестабильностью хода колеса. Частые сломы велосипедных спиц отмечаются в движении на большой скорости, когда колесо велосипеда неожиданно попадете на выбоину.
При таком дефекте эксплуатировать велосипед длительное время не рекомендуется, так как дисбаланс на спицах в целом, образующийся по причине повреждения даже только одной штанги, становится очевидным явлением. По возможности, желательно как можно скорее заменить повреждённую спицу новой.
Устройство велосипедной спицы
Эта деталь отличается простейшим исполнением – представляет собой относительно тонкий (2,032 мм) металлический стержень. Традиционными материалами, на основе которых делаются велосипедные спицы, выступают:
- алюминий,
- сталь,
- титан.
Стальные изделия, как правило, обрабатываются дополнительно никелем или хромом (защита от коррозии). Конструктивно этот элемент на одном конце имеет резьбу, тогда как другой конец содержит головку и загнут примерно под углом 90º.
Когда спица монтируется на колесо, стержень просовывается в отверстие ступицы и протягивается в сторону обода. За счёт угла загиба и головки происходит фиксация одного конца металлического стержня на ступице, тогда как второй конец стержня с нарезанной резьбой вставляется в отверстие на ободе колеса.
На ободе колеса крепление осуществляется при помощи специального ниппеля – компонента, который накручивается на стержень спицы и упирается в основание обода колеса. Для широко распространенных стержней спиц сечением 2,032 мм – используется 14-й размер ниппеля.
Для накручивания ниппеля используется ключ, получивший название «спицной». Затяжка всех спиц колеса, как правило, выполняется таким ключом равномерно, чтобы в конечном итоге получить такое же равномерное распределение нагрузки по ободу колеса.
Какие применяются спицы?
Существуют два вида исполнения спиц велосипедного колеса:
- Прямой формы.
- Непрямой формы.
Первая модификация считается наиболее распространённой и отличается более высокой степенью прочности, если сравнивать с модификацией второго вида. Обычное исполнение велосипедных спиц предполагает постоянство сечения металлического стержня. Между тем существуют изделия, где отмечается переменное сечение:
- с одиночным стыком,
- с двойным стыком,
- с тройным стыком,
- аэродинамические эллипсовидные,
- аэродинамические с плоским или каплевидным профилем.
Что делать, если случился разлом?
Спицы велосипеда чаще всего разрываются в точке, где головка стержня упирается в диск ступицы велосипедного колеса. Свою негативную роль здесь исполняет изогнутое состояние стержня, определяющее наиболее слабую часть конструкции.
Если случился обрыв, необходимо прекратить езду, сойти с велосипеда и внимательно осмотреть колесо. Следует убедиться, что сломанная велосипедная спица не контактирует с рамой или цепью в момент вращения колеса.
Сломанный экземпляр необходимо надежно закрепить, например, к соседней спице или полностью открутить от ниппеля и удалить. Впоследствии (по прибытию домой или к месту, где допустим ремонт) исправить дефект достаточно просто. Нужно только подготовить на замену новую спицу (купить в магазине велосипедных принадлежностей).
Ремонт велосипедных спиц дома своими руками
Самым простым видится ремонт своими руками на переднем велосипедном колесе или на стороне, удаленной от привода (цепи и звездочек) заднего колеса велосипеда. Однако в любом случае колесо нужно демонтировать и освобождать от шин.
Процедура замены обычно выглядит так:
- Продеть новую велосипедную спицу через отверстие ступицы.
- Выровнять и заправить в соответствии с соседними элементами.
- Выровнять резьбовой конец по входу ободного ниппеля.
- Закрутить ниппель и подтянуть специальным ключом.
- Натяг отрегулировать в той же степени, что на соседних элементах.
Вот, собственно, и вся работа. На замену одной дефектной велосипедной спицы требуются не больше 30 минут времени. Правда, если обрыв произошёл в зоне близко расположенной к велосипедному приводу, могут появиться дополнительные трудности, связанные с разборкой велосипедных компонентов.
Выполняя описанные действия по замене, следует придерживаться схемы расположения (спицовки) стержней внутри обода велосипедного колеса. Такая схема предусматривает порядок взаимного расположения стержней относительно ступицы и обода колеса велосипеда. Традиционно применяется «двухперекрёстная» велосипедная спицовка, когда один стержень входит в перекрестие с тремя другими, принадлежащими одному фланцу.