Найти тему
Николавна

Царская железная дорога в Краснодарском крае: амбициозный проект, которому было суждено прожить 6 лет

Оглавление

Железная дорога-призрак, ещё 100 лет назад здесь ходили паровозы, а сейчас о ней напоминают только руины мостов и насыпи.

О Туапсинке

В степях Ставрополья и Краснодарского края есть малоизвестная достопримечательность — руины царской железной дороги Ставрополь — Армавир, которую местные жители называют «Туапсинка».

Фото из интернета. Сложно сказать какой из мостов здесь изображен Веселовской или Николаевский. Объекты очень похожи. Но не важно.
Фото из интернета. Сложно сказать какой из мостов здесь изображен Веселовской или Николаевский. Объекты очень похожи. Но не важно.

Строительство железной дороги началось в 1909 году. Крестьянам и купцам Ставрополя было невыгодно пользоваться ранее построенным Владикавказским направлением из-за высоких цен, установленных ее владельцами-монополистами. Для финансирования строительства образовали акционерное общество Армавир-Туапсинской железной дороги, акции которого принадлежали купцам, крестьянам и казакам Ставропольской и Кубанской губерний.

Фото из интернета. Уже готовый мост.
Фото из интернета. Уже готовый мост.

 В разработке проекта участвовал сам Николай II, говорят специально для её строительства были изменены нормы уклона железнодорожного полотна.

Первый участок дороги, от Армавира до Туапсе, запустили в 1915 году.

 А вот направление участок Армавир — Ставрополь был открыт годом позднее.

При строительстве использовались новые технологии с использованием железобетона.

Фото из интернета. Здесь видно технологию монолитного строительства.
Фото из интернета. Здесь видно технологию монолитного строительства.

Проектированием занимались инженеры из Германии и Бельгии, вот поэтому мосты и называют «немецкими».

«Туапсинка» очень сильно пострадала во время Гражданской войны, особенно участок Армавир — Ставрополь. И 1922 году направление было закрыто.

Мост через реку Пшиш, действующий на ветке Туапсе — Армавир
Мост через реку Пшиш, действующий на ветке Туапсе — Армавир

Сохранившиеся элементы Туапсинки

На территории Краснодарского края и Ставрополья расположено, по меньшей мере с десяток таких объектов.

Самым знаменитым является Веселовской мост, в некоторых источниках он указан, как один из первых бетонно-монолитных мостов России.

Фото из интернета
Фото из интернета

Вид с дрона. Фото из интернета. Чтобы видно было масштабы.
Вид с дрона. Фото из интернета. Чтобы видно было масштабы.

Расположен Веселовской мост недалеко от хутора Веселый Успенского района Краснодарского края. Место довольно доступное и добраться сюда можно на машине.

Его брат - близнец Николаевский мост расположен в селе Николаевское, тоже Успенского района.

-7

Этот объект, в отличии от своего Веселовского брата, располагается в трудно доступном месте — на дне балки. И на автомобиле к нему не подъехать.

Еще один артефакт "Туапсинки" в Успенском районе Краснодарского края — это водонапорная башня. Очень хорошо сохранилась. Здесь 100 лет назад заправляли паровозы. Расположена недалеко от Николаевского моста.

-8

На окраине Армавира есть ещё один разрушенный мост, через реку Уруп.

-9

На территории Ставропольского края расположено ещё несколько сохранившийся объектов дороги Ставрополь — Армавир, о них я расскажу в следующей публикации.