Храм Воздвижения Креста в селе Сокольниково Домодедово района был построен в 1855 г. Величественный храм с высокой колокольней относится к стилю, созданному Константином Андреевичем Тоном – автором проекта Храма Христа Спасителя в Москве. Композиция храма сочетает в себе приемы позднего классицизма и формы псевдорусского стиля. Храмоздателями, попечителями и благотворителями Крестовоздвиженского прихода многие годы были купцы Толоконниковы – богатые ямщики, основатели перчаточной и ситценабивной фабрик в соседней деревне Угрюмово.
Древнее название села Сокольниково – погост Люторица. В документах 1627-1629 гг. описывается запустение погоста после событий Смутного времени:
На пустоши, что был погост приходный, на речке Люторице… церковь древяна клетцки, без пения, ветхая и обвалилась; у церкви место попово, место пономарево пусты; паши церковной перелогом и лесом поросло…
В Крестовоздвиженский приход входило сельцо Лешино, которым в середине XVIII в. владел капитан Федор Данилович Шиловский. В 1760-х гг. помещик несколько раз обращался в Сенат из-за побегов его крестьян в малороссийские раскольничьи слободы. В 1755 году капитан Шиловский подал прошение в Московскую духовную консисторию о том, чтобы построить на погосте новую деревянную церковь. В ноябре 1756 года церковь была поставлена и освящена в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня.
Также в приходе Воздвиженской церкви погоста Люторица до середины XVIII века состояла деревня Мелихово. Здесь в 1892-1899 гг. жил и работал писатель Антон Павлович Чехов. Мелихово находилось в отдалении от приходской Воздвиженской церкви за 4 версты, поэтому в 1756 г. поручик Андрей Наумов инициировал строительство своего деревянного храма во имя Рождества Христова. Эта старинная церковь в Мелихово, которую посещал впоследствии и Чехов, к сожалению, сгорела в 1994 году. В 1999 году на ее месте был построен новый храм в старых формах.
Стоит упомянуть еще один утраченный памятник деревянного зодчества XVIII в., который находился на погосте Люторица в Сокольниково – часовня-восьмерик с небольшой главкой. В работе М. М. Дунаева «К югу от Москвы» есть такое ее описание:
Еще километра два вверх по Люторке – и дорога выходит к селу Сокольникову, близ которого в конце прошлого века была возведена огромная церковь в «византийском стиле» с высокой колокольней, хорошо видной почти от самых Новоселок. Рядом с этой церковью стояла прежде небольшая часовенка XVIII века… Ныне она перенесена в создаваемый близ Нового Иерусалима музей деревянного зодчества под открытым небом.
Есть версия, что старинная часовенка в Сокольниково на самом деле сгорела в 1976 г. еще до переноса в Истру. Таким образом, возле стен Ново-Иерусалимского монастыря была воссоздана лишь копия часовни из Сокольниково. Исследователи подмосковного деревянного зодчества Б. Зайцев и П. Пинчуков в 1978 году писали о часовне так:
Миниатюрный восьмеричок из Новосокольников Чеховского района напомнит о дубравах близ Мелихова.
Крестьяне Толоконниковы из приходской деревни Угрюмово в 1826 году начали прибыльное дело – основали собственное производство перчаток. Перчаточная фабрика С. Толоконникова при деревне Угрюмово выпускала лайковые, шведские и замшевые перчатки всех сортов, осуществляла выделку кож.
Можно сказать, что шитье перчаток было традиционным женским промыслом для этих мест. В 1880-х гг. в Бавыкинской, Вельяминовской и Семеновской волостях этим ремеслом занималось около полутысячи крестьянок. Перчатки шили преимущественно девушки с десятилетнего возраста или женщины, которые были избавлены от грубой хозяйственной работы. Ремесло требовало незагрубелых пальцев, иначе мастерица не могла бы работать тончайшей иглой. Женщины начинали брать заказы на перчатки после праздника Воздвижения Господня (27 сентября) и заканчивали к летнему празднику Казанской иконы Божией Матери (21 июля). За этот период в 9 с половиной месяцев каждая изготавливала в среднем около 40 пар перчаток.
Заказы мастерицам давали или местные фабриканты Толоконниковы или московские фирмы. В справочной книжке 1890 г. в качестве владелицы фабрики упоминалась крестьянка Авдотья Ивановна Толоконникова и Иван Тимофеевич Толоконников. Позже перчаточной фабрикой владел его брат Семен Тимофеевич Толоконников.
В Угрюмово с 1860 года заработала ситценабивная фабрика Герасима Толоконникова. В 1890-е годы ей владели его сыновья – братья Александр и Степан. Как раз на средства Толоконниковых и был построен ныне сохранившийся величественный храм Воздвижения Животворящего Креста Господня с приделами Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери. Попечителями храма местные купцы оставались и потом. В конце 1890-х и начале 1900-х годов старостой Воздвиженской церкви погоста Люторицы значился один из братьев – Александр Герасимович Толоконников.
Толоконниковы были знакомы с Чеховым, живший в 1890-х годах в соседнем селе Мелихово и некоторое время работавший в качестве врача Мелиховского участка. На заседании санитарного совета 29 октября 1892 г. по предложению Чехова была выражена благодарность Степану Герасимовичу, Александру Герасимовичу и Ивану Тимофеевичу Толоконниковым за "полезную деятельность и содействие в мероприятиях против угрожавшей холеры". В 1898 году Чехов хлопотал об устройстве сына С. Т. Толоконникова на пансион в 2-ю гимназию в Москве. Жизнь семьи крестьян деревни Угрюмово, в доме которой Чехов некоторое время принимал больных, была изображена в повести "В овраге" 1899 года.
Судьба церковного публициста и старейшего преподавателя Московской духовной семинарии Сергея Ивановича Кедрова также была связана с погостом Люторица. Сергей Иванович родился 13 марта 1853 года в семье многодетного священника Крестовоздвиженской церкви Иоанна Кедрова, и детство его прошло в большой нужде. Во время обучения в московской семинарии и академии Кедров был отмечен знаменитым профессором Е. Е. Голубинским, а после окончания этих учебных заведений, определен на должность преподавателя истории в Саратов.
Указом обер-прокурора Святейшего Синода в 1899 году С.И. Кедров был направлен преподавателем истории в Московскую духовную семинарию. Параллельно с этим Кедров преподавал в женской учительской семинарии Чепелевской и в Московском Александровском женском институте. Кедровым было написано множество статей и очерков, опубликованных в церковных и исторических журналах того времени. Вот некоторые из них: "Авраамий Палицын, как писатель", "Древние русские Братства", "Князь Борис Иванович Куракин", "Русь Петра Великого за границей", "О патриархе Ермогене" и др. Скончался Сергей Иванович 23 августа 1914 года и был погребен на Лазаревском кладбище в Москве.
Церковь Воздвижения Креста Господня живописно расположена на возвышении на границе городского округа Домодедово. Вполне можно согласиться со словами священника Иоанна Кедрова, который в письме митрополиту московскому Макарию в 1858 г. так написал о своем Крестовоздвиженском храме:
Наша церковь одна из лучших во всем благочинном округе и представляет из себя капитальное красивое здание… По новизне и прочности постройки, красивой архитектуре – эта церковь составила бы украшение столичного города.