Найти тему
Журнал Профиль

За что храбрый капитан британского транспорта получил советский орден

Оглавление

Владимир Нагирняк, историк

Британское судно "Трехата" 
©UBL/Vostock Photo
Британское судно "Трехата" ©UBL/Vostock Photo

В Архангельск 31 августа 1941 года прибыл «Дервиш» — первый полярный конвой союзников. Одним из его транспортов командовал капитан Джон Лори. Чем же примечателен этот храбрейший моряк и почему он был награжден не только британскими, но и советскими наградами?

Риск без предела

Джон Лори родился в 1888 году в шотландском городке Килмарнок, рядом с Глазго. С юности он решил посвятить свою жизнь морю. Когда началась Первая мировая война, его призвали в Военно-морские силы Великобритании, дав ему звание лейтенанта-резервиста. Он попал служить на так называемые "таинственные суда", ловушки для подводных лодок.

Тактика их действий была чрезвычайно опасной для самого судна-ловушки, поскольку если подводная лодка оставалась невредима после артиллерийского обстрела, она отвечала массированной торпедной атакой. В ходе Первой мировой войны британским "таинственным судам" удалось уничтожить 10 немецких подводных лодок. Две из них на счету Гордона Кемпбелла, командовавшего пароходами "Фарнборо" и "Данрейвен". Под его началом Джон Лори участвовал, наверное, в самом эпическом бою между судном-ловушкой и подводной лодкой за всю войну.

Бой насмерть

8 августа 1917 года, патрулируя Бискайский залив, британское судно "Данрейвен" встретилось с немецкой подводной лодкой UC-71. Немецкая сторона начала атаку, держась за кормой цели. Кемпбелл приказал замедлить ход и ответить неточным огнем, создавая впечатление, что "Данрейвен" является обычным торговым судном.

Гордон Кемпбелл, командующий британскими пароходами «Фарнборо» и «Данрейвен» 
Royal Navy official photographer
Гордон Кемпбелл, командующий британскими пароходами «Фарнборо» и «Данрейвен» Royal Navy official photographer

Однако Кемпбелл недооценил врага. Когда корма британского судна загорелась, он приказал части команды спустить шлюпки, подкрепляя образ погибающего торгового корабля. Но командир UC-71, Райнхард Зальцведель, один из самых опытных подводников кайзера, не попался на эту уловку. Он знал о тактике судов-ловушек, и по-прежнему держался вне сектора обстрела замаскированных пушек.

После взрыва горящей кормы, включилась пожарная сигнализация, которая была сигналом для начала стрельбы из замаскированных орудий. Однако подлодка успела погрузиться и нанести удар торпедой по "Данрейвену". Не считая это попадание существенным, Кемпбелл приказал еще одной группе покинуть судно, ожидая, что немцы поверят в его беззащитность. Но Зальцведель продолжал недоверчиво обходить горящий пароход, осматривая его через перископ. После 20 минут стрельбы, UC-71 погрузилась, и Кемпбелл решил атаковать подлодку, выпустив торпеды из скрытых установок на обоих бортах, но промахнулся.

В ожидании нового нападения, Кемпбелл отправил оставшихся матросов на шлюпках, оставив только расчет одного орудия. Однако Зальцведель ушел. В ходе этого сражения многие британцы были ранены, но никто не погиб.

Капитан с орденами и конвои

Мужество членов экипажа "Данрейвена" было высоко оценено королём Георгом V. Джон Лори повторно получил высшую военную награду Великобритании – Крест Виктории.

После Первой Мировой войны Лори продолжил карьеру в торговом флоте и к началу Второй мировой войны был капитаном британского парохода "Трехата". С введением системы конвоев в сентябре 1939 года судно Лори стало постоянным участником этих операций.

Пароход не раз был целью немецких торпед и бомб. В частности, в апреле 1941 года конвой, в котором шел "Трехата", был обнаружен немецкими субмаринами. Знаменитая U-96 Генриха Лемана-Вилленброка потопила два шедших перед ним судна. Несмотря на это, Лори и его судно выжили. В общей сложности "Трехата" участвовал почти в 60 конвоях, среди которых особое место занимают полярные.

Курс на СССР

После того как Германия напала на СССР, президент США Рузвельт и британский премьер Черчилль обещали поддержку Сталину. На встрече в конце июля 1941 года между Гарри Гопкинсом, ближайшим советником Рузвельта, и Сталиным были определены первоочередные потребности СССР. 15 августа, Черчилль и Рузвельт отправили сообщение Сталину, в котором сообщали, что "многие суда с грузом уже покинули наши берега, другие отплывают в ближайшем будущем". Это сообщение означало отправку первого конвоя союзников в северные порты СССР. Британцы назвали эту операцию "Дервиш".

Конвой покинул Исландию 21 августа. 31 августа шесть транспортных судов прибыли в Архангельск с грузом резины, кобальта, армейской обуви, грузовиков, истребителей. В их числе был и пароход "Трехата" Джона Лори.

Конвой «Дервиш» на подходе к Архангельску 
UBL/Vostock Photo
Конвой «Дервиш» на подходе к Архангельску UBL/Vostock Photo

Боевым награждается орденом

После того Джон Лори дважды совершал походы в СССР. Второй раз "Трехата" пришел в Архангельск вместе с конвоем PQ-5 в декабре 1941 года, а третий, в апреле 1942 – в составе PQ-14.

В этот раз переход было особенно сложным, так как кораблям пришлось преодолевать вражеские нападения, бороться со льдом и туманом. Из 24 вышедших в путь судов, только семь, включая "Трехату", смогли завершить путь в СССР.

В сентябре 1942 года советское правительство решило отметить 12 британских моряков, включая Лори. Капитан "Трехата" был награжден орденом Красного Знамени, хотя награда так и не нашла своего героя.

Вернувшись из Мурманска с конвоем QP-11, "Трехата" ушел в Атлантику. В июне 1942 года, Лори прибыл в США, откуда добрался до Канады и после отправился обратно в Великобританию как часть конвоя SC-94. На этот раз "Трехата" был главным судном конвоя. На его борту находился коммодор – отставной адмирал Дешвуд Мойр, ветеран Первой мировой, награжденный орденами. 8 августа 1942 года конвой SC-94 был атакован немецкими подлодками юго-восточнее Гренландии. В ходе пятидневного сражения с "волчьей стаей" "Трехата" был потоплен. Из 56 человек на борту спаслась только половина, но среди них не было ни коммодора, ни капитана Лори.

Полный вариант статьи читайте на сайте журнала "Профиль".