Советские автомобили были не такими уж и плохими, как некоторые пишут в комментариях. Да, в самолетостроении мы преуспели больше, чем в автомобилестроении. Но наши автомобили в 60-ых и 70-ых годах вполне успешно конкурировали с западными аналогами. Мы экспортировали свои автомобили во многие страны, включая Европу, и там их охотно брали. И лишь в 80-ые года наметилось наше явное отставание в области автомобилестроения.
Типичный пример автомобиля той эпохи ВАЗ-2105. "Пятерка" Жигулей не была прямо уж таким плохим автомобилем. Даже дизайн её был вполне современным. Но вот технически она уже была устаревший.
Кроме того АвтоВАЗ, отрабатывая для будущего переднеприводного семейства технологию ременного ГРМ, разработал для пятерки очень неудачный мотор ВАЗ-2105, от которого, к счастью, достаточно быстро отказались. (Ну если честно, то не так уж и быстро от него отказались. Полностью прекратили производство автомобилей с таким мотором лишь в 1994 году).
История создания и потребительские качества ВАЗ-2105
ВАЗ-2105, более известный как "пятёрка", стал одним из наиболее узнаваемых автомобилей советского автопрома. Эта модель была разработана в середине 1970-х годов и стала частью второй волны автомобилей, выпущенных Волжским автомобильным заводом (ВАЗ). В основе ВАЗ-2105 лежала платформа ВАЗ-2101, которая, в свою очередь, была основана на итальянском Fiat 124. Однако, в отличие от "копейки", "пятёрка" стала более современной и усовершенствованной моделью.
Проектирование автомобиля началось в 1975 году, а серийное производство стартовало в 1980 году. Модель позиционировалась как бюджетная, но с улучшенной комфортностью и более современным дизайном. ВАЗ-2105 стал ответом на потребности советских граждан в доступном, но качественном автомобиле для ежедневных поездок.
Особенности и дизайн ВАЗ-2105
Одной из ключевых особенностей ВАЗ-2105 стал его обновленный внешний вид. В отличие от предшественников, автомобиль получил более прямолинейные формы кузова, что придавало ему современный и строгий вид. Прямоугольные фары, пластиковая решётка радиатора и обновленные бамперы делали "пятёрку" более утончённой и строгой. Интерьер также был переработан: приборная панель стала более эргономичной, появилась возможность установки современных на тот момент аксессуаров, таких как магнитола и более комфортные сиденья.
Моторная гамма включала в себя двигатели объёмом 1,2, 1,3 и 1,5 литра, что позволяло покупателям выбирать между разными уровнями мощности и расхода топлива. Коробка передач была 4-ступенчатая механическая, хотя позже появилась и 5-ступенчатая версия.
Достоинства модели
- Доступность. ВАЗ-2105 был относительно доступен по цене, что делало его популярным среди широких слоёв населения СССР. Простота конструкции позволяла выполнять ремонтные работы самостоятельно, что в условиях советской действительности было важным преимуществом.
- Экономичность. Для своего времени ВАЗ-2105 отличался неплохим расходом топлива, особенно на фоне более старых моделей. Это делало его привлекательным для использования в условиях экономии.
- Универсальность. "Пятёрка" подходила как для городских поездок, так и для путешествий на большие расстояния. Она могла без проблем перевозить достаточно большие грузы благодаря вместительному (учитывая класс автомобиля) багажнику .
Недостатки модели
- Качество сборки. Вопреки усилиям инженеров, качество сборки ВАЗ-2105 нередко оставляло желать лучшего. Многие владельцы жаловались на зазоры между панелями, слабую шумоизоляцию и проблемы с электрикой.
- Устаревшая конструкция. Несмотря на улучшения, основа автомобиля всё равно была построена на базе старой платформы ВАЗ-2101. Это означало, что многие технические решения уже не соответствовали современным стандартам комфорта и безопасности даже на момент запуска модели.
- Низкий уровень безопасности. ВАЗ-2105 не мог похвастаться высокими показателями безопасности. Отсутствие подушек безопасности и усиленных элементов кузова делали автомобиль уязвимым при авариях.
Неудачный мотор на ВАЗ-2105
Для пятёрки был разработан свой мотор с тем же индексом ВАЗ-2105. Главной особенностью этого мотора является применение ремня в приводе ГРМ. Этот мотор объемом 1.3 литра развивал мощность до 69 л.с. На заводе хотели решить две проблемы.
- Первая - это снижение шума. Классические ВАЗовские движки не отличаются тихой работой. Надо сказать, что конструкторам это вполне удалось. Мотор стал действительно работать тише, уменьшилась вибрация
- Вторая - нужно было обкатать технологию с ремнем в приводе ГРМ. Ведь к производству готовилась "восьмерка", где моторы хоть и совершенно иной конструкции, но тоже с приводом ГРМ на основе ремня. Вот такие "хитрецы" ВАЗовцы
Нужно сказать, что этот мотор "не зашел" потребителям и ремонтников. Наших автомобилистов смутил не только ремень, но и оригинальная клапанная крышка, которая была выполнена из алюминиевого сплава. После регулировки клапанов, при постановке крышки на место и затяжке ее крепежа, нередко крышка гнулась, после чего "сопливила" маслом.
В конечном итоге, такая пятерка с оригинальным мотором продержалась на конвейере до 1994 года, но реально массовое производство таких модификаций свернули еще раньше. В дальнейшем на пятёрки ставился хороший, мощный и проверенный временем мотор ВАЗ-2103. Этот цепной мотор объёмом 1.5 литра развивал мощность в 72 л.с.
Общая оценка ВАЗ-2105
ВАЗ-2105 оставил свой след в истории советского и российского автопрома как автомобиль, который старался идти в ногу со временем, предлагая доступное и относительно современное решение для автомобилистов. Однако, на фоне мировой автомобильной индустрии "пятёрка" выглядела устаревшей и недостаточно технологичной.
Несмотря на свои недостатки, ВАЗ-2105 пользовался популярностью и продолжал выпускаться вплоть до 2010 года, став символом целой эпохи. В наше время его можно встретить на дорогах, и для многих владельцев он остаётся не просто транспортным средством, а настоящим памятником советской эпохе, с её достоинствами и недостатками.
Почему многие считали ВАЗ-2105 самой неудачной моделью классического семейства Жигулей
Причин тут несколько. Я думаю, что от автомобиля было больше ожиданий, чем он дал в реальности. Да, пятёрочное семейство внешне получилось неплохим, в духе эпохи 80-ых. Но сама техническая начинка осталось прежней, а новшества именно этой модели оказались очень спорными. Про неудачный мотор мы уже с вами говорили. Ещё мастера по ВАЗам ругали сложную и мудрёную, на их взгляд, электрику автомобиля. В частности досталось задним блок фарам с ненадёжными печатными платами, которые часто преподносили многочисленные "сюрпризы" своими внезапными отказами.
А как вы оцениваете классическое семейство Жигулей вообще, и пятое семейство в частности? Интересно услышать ваше мнение. Эксплуатировали ли вы Жигули, какие впечатления о надежности и о ездовых качествах?
На этом всё! Буду благодарен, если поддержите подпиской. Вам не сложно, а мне приятно и стимулирует на скорый выход новых публикаций.