Найти в Дзене
ПроМашины

ВАЗ-2105: Почему в СССР считался самыми неудачными Жигулями

Оглавление

Советские автомобили были не такими уж и плохими, как некоторые пишут в комментариях. Да, в самолетостроении мы преуспели больше, чем в автомобилестроении. Но наши автомобили в 60-ых и 70-ых годах вполне успешно конкурировали с западными аналогами. Мы экспортировали свои автомобили во многие страны, включая Европу, и там их охотно брали. И лишь в 80-ые года наметилось наше явное отставание в области автомобилестроения.

Типичный пример автомобиля той эпохи ВАЗ-2105. "Пятерка" Жигулей не была прямо уж таким плохим автомобилем. Даже дизайн её был вполне современным. Но вот технически она уже была устаревший.

ВАЗ-2105 выглядел вполне современно в начале 80-ых годов
ВАЗ-2105 выглядел вполне современно в начале 80-ых годов

Кроме того АвтоВАЗ, отрабатывая для будущего переднеприводного семейства технологию ременного ГРМ, разработал для пятерки очень неудачный мотор ВАЗ-2105, от которого, к счастью, достаточно быстро отказались. (Ну если честно, то не так уж и быстро от него отказались. Полностью прекратили производство автомобилей с таким мотором лишь в 1994 году).

История создания и потребительские качества ВАЗ-2105

ВАЗ-2105, более известный как "пятёрка", стал одним из наиболее узнаваемых автомобилей советского автопрома. Эта модель была разработана в середине 1970-х годов и стала частью второй волны автомобилей, выпущенных Волжским автомобильным заводом (ВАЗ). В основе ВАЗ-2105 лежала платформа ВАЗ-2101, которая, в свою очередь, была основана на итальянском Fiat 124. Однако, в отличие от "копейки", "пятёрка" стала более современной и усовершенствованной моделью.

Передние блог-фары значительно лучше освещали дорогу, чем "кругляши" на копейках, тройках и шестёрках
Передние блог-фары значительно лучше освещали дорогу, чем "кругляши" на копейках, тройках и шестёрках

Проектирование автомобиля началось в 1975 году, а серийное производство стартовало в 1980 году. Модель позиционировалась как бюджетная, но с улучшенной комфортностью и более современным дизайном. ВАЗ-2105 стал ответом на потребности советских граждан в доступном, но качественном автомобиле для ежедневных поездок.

Особенности и дизайн ВАЗ-2105

Одной из ключевых особенностей ВАЗ-2105 стал его обновленный внешний вид. В отличие от предшественников, автомобиль получил более прямолинейные формы кузова, что придавало ему современный и строгий вид. Прямоугольные фары, пластиковая решётка радиатора и обновленные бамперы делали "пятёрку" более утончённой и строгой. Интерьер также был переработан: приборная панель стала более эргономичной, появилась возможность установки современных на тот момент аксессуаров, таких как магнитола и более комфортные сиденья.

На фото интерьер ранних ВАЗ-2105. В дальнейшем он изменился, в частности пухлый бублик руля стал универсальным для всего классического семейства, на этом же фото аутентичный пятёрошный руль
На фото интерьер ранних ВАЗ-2105. В дальнейшем он изменился, в частности пухлый бублик руля стал универсальным для всего классического семейства, на этом же фото аутентичный пятёрошный руль

Моторная гамма включала в себя двигатели объёмом 1,2, 1,3 и 1,5 литра, что позволяло покупателям выбирать между разными уровнями мощности и расхода топлива. Коробка передач была 4-ступенчатая механическая, хотя позже появилась и 5-ступенчатая версия.

Достоинства модели

  1. Доступность. ВАЗ-2105 был относительно доступен по цене, что делало его популярным среди широких слоёв населения СССР. Простота конструкции позволяла выполнять ремонтные работы самостоятельно, что в условиях советской действительности было важным преимуществом.
  2. Экономичность. Для своего времени ВАЗ-2105 отличался неплохим расходом топлива, особенно на фоне более старых моделей. Это делало его привлекательным для использования в условиях экономии.
  3. Универсальность. "Пятёрка" подходила как для городских поездок, так и для путешествий на большие расстояния. Она могла без проблем перевозить достаточно большие грузы благодаря вместительному (учитывая класс автомобиля) багажнику .

Недостатки модели

  1. Качество сборки. Вопреки усилиям инженеров, качество сборки ВАЗ-2105 нередко оставляло желать лучшего. Многие владельцы жаловались на зазоры между панелями, слабую шумоизоляцию и проблемы с электрикой.
  2. Устаревшая конструкция. Несмотря на улучшения, основа автомобиля всё равно была построена на базе старой платформы ВАЗ-2101. Это означало, что многие технические решения уже не соответствовали современным стандартам комфорта и безопасности даже на момент запуска модели.
  3. Низкий уровень безопасности. ВАЗ-2105 не мог похвастаться высокими показателями безопасности. Отсутствие подушек безопасности и усиленных элементов кузова делали автомобиль уязвимым при авариях.

Неудачный мотор на ВАЗ-2105

Для пятёрки был разработан свой мотор с тем же индексом ВАЗ-2105. Главной особенностью этого мотора является применение ремня в приводе ГРМ. Этот мотор объемом 1.3 литра развивал мощность до 69 л.с. На заводе хотели решить две проблемы.

  • Первая - это снижение шума. Классические ВАЗовские движки не отличаются тихой работой. Надо сказать, что конструкторам это вполне удалось. Мотор стал действительно работать тише, уменьшилась вибрация
  • Вторая - нужно было обкатать технологию с ремнем в приводе ГРМ. Ведь к производству готовилась "восьмерка", где моторы хоть и совершенно иной конструкции, но тоже с приводом ГРМ на основе ремня. Вот такие "хитрецы" ВАЗовцы

Нужно сказать, что этот мотор "не зашел" потребителям и ремонтников. Наших автомобилистов смутил не только ремень, но и оригинальная клапанная крышка, которая была выполнена из алюминиевого сплава. После регулировки клапанов, при постановке крышки на место и затяжке ее крепежа, нередко крышка гнулась, после чего "сопливила" маслом.

ВАЗ-2105 помог конструкторам "обкатать" многие решения при подготовке производства восьмой модели. На моторе ВАЗ-2105 внедрили ремень в привод ГРМ. Это был новый опыт для завода. Мотор получился неплохим, но был прохладно встречен консервативными поклонниками вазовской классики. Обратите внимание, что поршни были с выемкой под клапана (показано красной стрелкой). При обрыве ремня поршни не гнули клапана. Кстати интересно, что при объеме в 1.3 литра мотор развивал 69 л.с. , это лишь на пару лошадей меньше, чем 1.5 литровый цепной "троешный" мотор
ВАЗ-2105 помог конструкторам "обкатать" многие решения при подготовке производства восьмой модели. На моторе ВАЗ-2105 внедрили ремень в привод ГРМ. Это был новый опыт для завода. Мотор получился неплохим, но был прохладно встречен консервативными поклонниками вазовской классики. Обратите внимание, что поршни были с выемкой под клапана (показано красной стрелкой). При обрыве ремня поршни не гнули клапана. Кстати интересно, что при объеме в 1.3 литра мотор развивал 69 л.с. , это лишь на пару лошадей меньше, чем 1.5 литровый цепной "троешный" мотор

В конечном итоге, такая пятерка с оригинальным мотором продержалась на конвейере до 1994 года, но реально массовое производство таких модификаций свернули еще раньше. В дальнейшем на пятёрки ставился хороший, мощный и проверенный временем мотор ВАЗ-2103. Этот цепной мотор объёмом 1.5 литра развивал мощность в 72 л.с.

Общая оценка ВАЗ-2105

ВАЗ-2105 оставил свой след в истории советского и российского автопрома как автомобиль, который старался идти в ногу со временем, предлагая доступное и относительно современное решение для автомобилистов. Однако, на фоне мировой автомобильной индустрии "пятёрка" выглядела устаревшей и недостаточно технологичной.

Форма задних фонарей, как и форма кузова по моде тех лет.
Форма задних фонарей, как и форма кузова по моде тех лет.

Несмотря на свои недостатки, ВАЗ-2105 пользовался популярностью и продолжал выпускаться вплоть до 2010 года, став символом целой эпохи. В наше время его можно встретить на дорогах, и для многих владельцев он остаётся не просто транспортным средством, а настоящим памятником советской эпохе, с её достоинствами и недостатками.

Почему многие считали ВАЗ-2105 самой неудачной моделью классического семейства Жигулей

Причин тут несколько. Я думаю, что от автомобиля было больше ожиданий, чем он дал в реальности. Да, пятёрочное семейство внешне получилось неплохим, в духе эпохи 80-ых. Но сама техническая начинка осталось прежней, а новшества именно этой модели оказались очень спорными. Про неудачный мотор мы уже с вами говорили. Ещё мастера по ВАЗам ругали сложную и мудрёную, на их взгляд, электрику автомобиля. В частности досталось задним блок фарам с ненадёжными печатными платами, которые часто преподносили многочисленные "сюрпризы" своими внезапными отказами.

А как вы оцениваете классическое семейство Жигулей вообще, и пятое семейство в частности? Интересно услышать ваше мнение. Эксплуатировали ли вы Жигули, какие впечатления о надежности и о ездовых качествах?

На этом всё! Буду благодарен, если поддержите подпиской. Вам не сложно, а мне приятно и стимулирует на скорый выход новых публикаций.