Найти тему

Борис Клюев: Каждый приезжал, покупал бутылку, уезжал – покупал бутылку

Завтра день памяти актёра, которому, кстати, этим летом исполнилось бы 80.

Одной из самых заметных киноролей Бориса Клюева стала роль графа Рошфора, доверенного лица кардинала Ришельё в музыкальном телефильме «Д’Артаньян и три мушкетёра». Изначально режиссёром Георгием Юнгвальд-Хилькевичем поддерживалась кандидатура Михаила Боярского в качестве графа Рошфора, поэтому он не утвердил Бориса Владимировича на этот образ. Когда же Боярский был всё же утверждён на роль д’Артаньяна, то Рошфора режиссёр хотел отдать одному из киевских артистов.

-2

Но так как фильм снимался по заказу Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, результаты всех кинопроб пришли из Одессы в Москву к вышестоящему начальству. И уже по решению Госкино состоялось утверждение Клюева на эту роль, хотя режиссёру его кандидатура не нравилась.

-3

Из моей беседы с Борисом Клюевым 10-летней давности. Повод был – 70 лет (2014):

Я с изумлением узнал, что, с вашей точки зрения, культовый и любимый всеми фильм «Д Артатьян и три мушкетера» вы считаете работой неудачной. Хотя вы сами сыграли там блестяще. И отзывы об этой работе были, как мне кажется, у всех восторженные.

– Не нужно говорить о том, что это не получилось. Это получилось. Да, действительно, мы были в то время молоды. Была прекрасная атмосфера. И именно все это в этой.

И, конечно, я подчеркиваю, блестящая музыка Максима Дунаевского.

Но я смотрю сейчас, и вижу очень много ляпов и, на мой взгляд, не очень интересный монтаж даже. Поэтому, наверное, не нужно говорить о том, что это уже совсем очень плохо. Но я думаю, что можно было бы и лучше.

-4

– Я слышал, что на съёмках этой ленты, была мушкетерская атмосфера, люди там веселились, выпивали, ни в чем себе не отказывали.

– Да, до сих пор не могу пить лимонную водку.

-5

– Что, тогда лимонная водка была в Советском Союзе?

– В то время это был огромный дефицит. И нам было дозволено это покупать. Каждый приезжал, покупал бутылку, уезжал – покупал бутылку. На всех, на всю компанию.

-6

– Знаете, Александр Ширвиндт мне жаловался, что раньше приходилось все время людей актерского цеха как-то отучать от этого дела, вытягивать из каких-то алкогольных тем; а сейчас молодые, говорит, пошли, – выпить не с кем. У вас студенты совсем непьющие?

– Нет, но, я думаю, что Саша немножко преувеличивает. Все-таки понятие выпивки актерской – это совершенно другое. Это не имеет никакого отношения просто к выпивке. Это кураж, это хорошая атмосфера. И это бесконечное количество историй.

И я когда пришел в театр, мне рассказывали старики, теперь я уже на правах старика рассказываю молодым, веря в то, что и они это передадут. Потому что в этом есть традиции. И это ни с чем несравнимое ощущение.

Но студенты… Как бы я не имею права сейчас им сказать о том, что нужно выпивать. Конечно, нет. Я считаю, что нужно все делать вовремя и к месту.

-7

– Как вам все эти инициативы со стороны Государственной Думы и чиновников по поводу того, что в кино надо цензурировать сцены с потреблением никотина, с алкоголем.

– Мне думается, что не надо перебарщивать с этим. Совершенно понятно, я сам не курю, и я, ну, не сторонник того, чтобы люди курили. Но нельзя перегибать палку.

Вы знаете, я помню, когда в Америке это у них произошло, все солидные люди стояли около урны, на улице, стояли и курили для того, чтобы потом опять зайти в ресторан. Ну, по-моему, это чуть-чуть глупо. Ну, наверное, может быть создать какие-то рестораны для курящих, какие-то рабочие места для некурящих.