У доброго человека век короток
Фильм-портрет, фильм-поэзия, фильм, отдающий дань уважения человеку, который ценой собственной жизни сохранил культурное наследие своего народа – такова картина режиссера Андрея Огородникова о марийском краеведе, этнографе, фольклористе Тимофее Евсееве.
Фильм снят в год празднования 135-летия со дня рождения ученого-собирателя, именем которого сегодня назван Национальный музей Республики Марий Эл в Йошкар-Оле. Именно Тимофей Евсеев стоял у истоков музейного дела в Марийском крае: в 1924 году он организовал первую экспозицию, на которой «представил небольшие коллекции национальной одежды, музыкальных инструментов, деревянной посуды, а также предметов, используемых во время свадеб и молений». В настоящее время все они собраны на выставке «Евсеев. Призвание», где происходит действие заключительной части фильма, а до этого момента показаны за ее пределами. Режиссер органично вписывает все музейные экспонаты в пространство родной деревни Тимофея Евсеева, тем самым погружая зрителей в контекст жизни собирателя и воссоздавая ситуации из его биографии.
Евсеев выступает в фильме одновременно в роли рассказчика и главного действующего лица. В фильме чередуются игровые сцены с его участием – свадебная церемония, эпизод из заграничной поездки в Финляндию, прощание с семьей – и, условно, иллюстративные, которые сопровождают закадровый текст, озвученный самим персонажем: воспоминания о бабушке, от которой он «перенял любовь к марийскому фольклору и родному краю», работа учителем, интерес к фотографии, организация музея и первые собранные экспонаты. Особенно выделяются сцены допросов, которые решены на контрасте с идиллическими кадрами «мирной» жизни. Режиссер использует тревожное красное освещение, резкие звуки, быстрый монтаж, неясные очертания персонажей и напряженный закадровый голос, тем самым усиливая основной конфликт фильма. Евсеева не раз обвиняли в шпионаже, а в 1937 году арестовали, вынудили признать себя финским агентом и приговорили к расстрелу.
И тем не менее фильм Андрея Огородникова не о смерти, а о бессмертии. Тимофей Евсеев продолжает жить в собранных экспонатах, научных трудах, личных вещах, которые хранятся в музеях не только на его родине, но и за ее пределами, и даже в памяти последующих поколений – не случайно его роль в фильме исполняет внук, заслуженный артист Республики Марий Эл Евгений Розов. В финале именно он рассказывает о наследии своего дедушки, который вот уже больше века несмотря ни на что продолжает жить.