Найти тему
Старый Киноман

Обзор фильма «Мария»: Анджелина Джоли великолепно играет Марию Каллас в роскошной, но излишне фатальной драме Пабло Ларраина

Третий внутренний портрет иконы женского пола XX века, созданный Ларраином, кажется более ограниченным, чем «Джеки» или «Спенсер», потому что он более ограничен судьбой.

обзор фильма мария 2024 анжелина джоли в роли Марии Каллас
обзор фильма мария 2024 анжелина джоли в роли Марии Каллас

«Мария», драма Пабло Ларраина о легендарной греческой сопрано, родившейся в Америке, Марии Каллас, начинается в день ее смерти, 16 сентября 1977 года. Худая, как привидение, одетая в белую ночную рубашку, она рухнула на пол гостиной своей очень большой парижской квартиры. Затем фильм возвращается к неделе назад; большая его часть происходит в течение той недели (хотя она усеяна ключевыми эпизодами из жизни Каллас). Так что мы точно знаем, к чему это идет. Но мы не просто знаем, к чему это идет, потому что фильм происходит в течение той роковой последней недели. Мы знаем это, потому что история, которую рассказывает «Мария», — это история невротической смертельной спирали.

Квартира с люстрами, свисающими с высоких потолков, деревянными стенами и большими старыми холстами, а также самой роскошной кроватью, которую я когда-либо видел в кино, достаточно великолепна, чтобы навести на мысль о дворе французской королевской особы XVIII века. Это третий портрет Ларраина изнутри знаковой женской фигуры XX века после «Джеки» (о Жаклин Кеннеди) и «Спенсер» (о принцессе Диане). Во всех трех резиденциях маячит значимость, словно сложные декорации, которые действуют как позолоченные клетки. Джеки Кеннеди, конечно, занимала Белый дом. «Спенсер» происходил в загородном поместье королевы Елизаветы. Но хотя Мария Каллас, которую мы видим, живет в роскоши, ее квартира, гораздо больше, чем дома в других фильмах, ощущается как тюрьма, которую она сама себе построила.

Может быть, это потому, что вся ее жизнь превратилась в тюрьму. Мария переживает дни, принимая свое «лекарство», коктейль из возбуждающих и угнетающих средств, в частности, мандракс, снотворное, которое она получает нелегально. Она мало ест; мы узнаем, что она может пропускать прием пищи по три-четыре дня подряд, расстройство пищевого поведения, связанное с ее одержимостью оставаться худой, в отличие от «толстой» девочки, которой она была, когда росла. Все в Марии одержимо. Она относится к двум людям, которые заботились о ней годами — своей экономке Бруне (Альба Рорвахер) и своему дворецкому и шоферу Феруччо (Пьерфранческо Фавино) — как к вассалам, чья цель в жизни — угождать ее прихотям. (Феруччо — менш с больной спиной, но она продолжает приказывать ему передвигать рояль без всякой причины.) Она избегает встреч со своим врачом, как будто он дьявол. И каждую ночь она фантазирует, что ее посещает призрак ее бывшего любовника Аристотеля Онассиса.

И тут дело в ее голосе. Марии 53 года, и она не пела на публике четыре с половиной года. Однако то, как ее представляет фильм, она — настоящий артист, женщина, подпитываемая и поглощенная своим даром, который заключается в том, чтобы петь оперу голосом таким возвышенным, таким чистым в своем пронзительном величии, что он достигает небес. «Мария» наполнена оперой, в частности, итальянских композиторов 19 века (Верди, Россини, Пуччини), которых Каллас возвысила в репертуаре. Каждый раз, когда в саундтреке звучит ария, нас захватывает сила ее дара. Джоли проделывает необычайную работу по синхронизации губ с нюансами вокального великолепия Каллас. И мы можем почувствовать, как пение преследует Марию, которая не может слушать свои старые записи; в них есть совершенство, которое причиняет ей боль. «Публика ждет чудес», — говорит она с печальным осознанием. «Я больше не могу творить чудеса». Ее голос, хотя и далеко не исчез, сейчас намного слабее. Как говорит ей преподаватель вокала и аккомпаниатор (Стивен Эшфилд), которого она посещает в течение недели, прослушав ее исполнение арии, «Это пела Мария. Я хочу услышать Ла Каллас!»

Миф о Ла Каллас — голосе, который восхищал мир — это то, что сейчас держит Марию в заточении. Если она не может вернуть Ла Каллас, то какой смысл жить? Вы могли бы назвать это историей столь же трагичной, как опера: великая художница, попавшая в ловушку угасания своего дара. Но вы также могли бы сказать, что это делает Марию Каллас из «Марии» не столько великой героиней, стремящейся к чему-то реальному, сколько обреченной легендой, живущей на испарениях, как Норма Десмонд в «Бульваре Сансет».

Центральные фигуры в «Джеки» и «Спенсере», хотя они и имели дело с адскими обстоятельствами, были совершенно другими. «Джеки» разворачивался в течение недели после убийства Кеннеди, и он был о том, как Джеки Кеннеди собралась с силами, зная, насколько важным для истории будет то, что произойдет на этой неделе; сделав это, она стала примером мужества. «Спенсер» был о том, как Диана столкнулась с экзистенциальным кризисом своего брака по договоренности и решила спасти себя, изменив природу современной монархии. Оба фильма были о темном виде триумфа.

«Мария» несет в себе многие из отличительных черт щедрой эмпатии и мастерства режиссера Ларраина. Однако фильм, напротив, движим драматическим фатализмом, который делает ему мало пользы. Это первый из этих трех фильмов о великом художнике, но Мария, каким-то образом, кажется менее значимой фигурой, чем героини «Джеки» или «Спенсер». Или, по крайней мере, кажется, что на кону меньше.

Игра Джоли во многих отношениях довольно хороша. С того момента, как она появляется на экране, она захватывает наше внимание, играя Марию как женщину-хитрость, которая властна, таинственна, соединяя жизненную силу гениальной дивы с мрачным эмоциональным огнем роковой женщины. Джоли, впервые за много лет, напоминает вам, что она может быть смертельно серьезной актрисой, властной тонкостью и силой. И все же я хотел бы, чтобы Ларраин и его сценарист Стивен Найт («Спенсер», «Локк») нашли большую уязвимость в Марии, которая находится на грани.

«Мария», снятая великим Эдвардом Лахманом, имеет осеннюю визуальную теплоту, которая прекрасна и соблазнительна. Флэшбэки черно-белые, и они окрашивают прошлое Марии, хотя и таким образом, что оставляют у нас столько же вопросов, сколько и ответов. Это также относится к ее интервью с молодым энтузиастом-режиссером ( Коди Смит-Макфи ), которого зовут — как ни странно — Мандракс. Ее плохие отношения с матерью запечатлены в сценах, происходящих во время Второй мировой войны, в которых юную Марию просят петь для немецких солдат (и спать с ними).

Но ключевые флэшбеки построены вокруг Онассиса, легендарного греческого судоходного магната, в которого она влюбилась в 1959 году. Халюк Билгинер играет его как харизматичного тролля, который называет себя «уродливым», но так упивается властью своего богатства, что он каким-то образом становится… неотразимым. Мария попадает в ловушку его мистики, но не хочет поддаваться его контролю; вот почему они никогда не женятся. (На самом деле, Онассис бросил Каллас, чтобы жениться на Джеки Кеннеди, о чем фильм говорит косвенно, представляя Джона Кеннеди как персонажа.)

Над «Марией» нависает чувство судьбы. Это способ Ларраина поднять ставки, но странным образом он в конечном итоге также их понижает. Такова природа решимости Марии Каллас контролировать свою судьбу, что даже надежды зрителей — что она каким-то образом найдет способ преодолеть свой страх — не позволяют ей вмешиваться в ее самореализующуюся нисходящую спираль. Мы получаем много проблесков (снятых на разные пленки) Каллас на сцене, еще в ее расцвете 1950-х и 60-х годов. Но ни один из них не достаточно длителен, чтобы позволить нам погрузиться в ощущение ее артистизма, сносящего зал. В какой-то момент Мария замечает, что петь оперу так, как она это делает, настолько истощает, что высасывает из тебя жизнь. В своем роде это потрясающая мысль, но к концу «Марии» вы почти чувствуете, что это высосало жизнь из фильма.

✨Как Вам фильм "Мария", Анджелина Джоли неплохо справилась с ролью❓ Свои Ответы, Мысли и Впечатления, пишите в комментариях❗❗❗

-2