Найти тему
Майские книги

«Унесенные ветром». Маргарет Митчелл. Вечная классика, актуальная даже спустя десятилетия.

Роман, ставший одним из самых знаменитых бестселлеров американской литературы. Легендарная семейная сага, получившая Пулитцеровскую премию. Первая и последняя работа писательницы, прославившая ее на долгие годы вперед и сделавшая ее одним из наиболее успешных авторов ХХ века. Все это, конечно, о культовой книге «Унесенные ветром» и ее создательнице – Маргарет Митчелл.

Я думаю, что сюжет «Унесенных ветром» вовсе не нуждается в представлении, да и не вместишь его в несколько предложений. Но если уж говорить совсем абстрактно и кратко, то роман повествует о жизни Скарлетт О’Хара во время гражданской войны в Джорджии в 1860-х годах и в послевоенное время.

Наверное, до прочтения двух томов этой книги я и предположить не могла, что классика бывает такой. Такой яркой, такой эмоциональной и такой живой. Этот роман в одной главе разбивал мое сердце, нещадно бросая его об острые строки, а уже в следующей бережно склеивал, вселяя надежду. И настолько эта книга стала для меня особенной, что любые слова, в которых бы я хотела обличить свои чувства, были бы слишком простые, слишком неподходящие, ими я бы не смогла выразить и каплю своей любви. Возможно, все это выглядит слишком пафосно и высокопарно, но именно такое впечатление произвели на меня «Унесенные ветром».

-2

Конечно, я настолько прониклась романом и из-за его героев, а потому считаю просто обязательным написать о некоторых из них. И начну с главного персонажа – Скарлетт. Ее рост мы наблюдали на протяжении всего произведения. И если сравнить ее в начале первого тома и конце второго, то можно увидеть абсолютно разных людей. Конечно, значительное влияние на такие изменения оказало банальное взросление (в начале Скарлетт 16, в конце же – 28). Однако, что-то мне подсказывает, что, если бы не развязалась война, она так и осталась бы капризной девочкой, интересующейся лишь танцами и джентльменами.

Гражданская война изменила всех жителей Джорджии, она изменила их жизнь. Видя вокруг себя отчаяние, голод и смерть, Скарлетт, как и другие люди, не могла оставаться прежней. Она была вынуждена меняться для спасения жизни себе и семье. Без нее Тара пала бы, вместе со всеми ее обитателями. Ее принцип жизни – не вспоминать о старом – был многим дик и даже оскорбителен. Люди, прошедшие войну, осуждали ее за это. Они считали ее бессердечной, ведь только по этой причине человек мог без сожалений выкинуть из головы все те страдания и ужасы. Никто из соседей Скарлетт, столь ее ненавидящих и презирающих, и подумать не мог, скольких трудов ей это стоило. Как больно было забыть, но еще больнее – вспоминать. Впрочем, никто из них и не стремился никогда понять дочь семьи О’Хара. Они обвиняли ее во всех ее и своих бедах. И я не говорю, что Скарлетт была доброй, честной и человеколюбивой. Нет, правды ради, нужно сказать, что она и была эгоистичной и эгоцентричной, ее не особо заботило чье-либо благополучие, кроме своего, она была со многими резка и груба. Но я на протяжении всего чтения не могла чувствовать к ней ничего, кроме уважения, ведь она так отчаянно пыталась удержаться за ветвь благополучия в этом жестоком бурном потоке жизни; и сочувствия, потому что даже она заслуживала счастья.

И отчасти, кстати, этой ветвью была Мелани. Она для многих в Атланте стала поддержкой и опорой, так же как и для Скарлетт, которая, увы, столь поздно это осознала. Я бесконечно удивляюсь тому, сколько внутренней силы было заключено в этой хрупкой женщине. Силы и веры в человеческую доброту. Наверное, невозможно не любить эту героиню. Даже когда во втором томе «Унесенных ветром» сгустились тучи, она согревала своим светом всех жителей Атланты.

-3

Что же касается ее мужа, Эшли Уилкса, то, признаться честно, я в нем была несколько разочарована и в некоторые моменты полностью согласна с колкими высказываниями Ретта Батлера в его сторону. Наверное, в довоенном времени этот утонченный и аристократичный человек смотрелся бы очень гармонично. Но то, что наступило после поражения Джорджии никак не могло принять его. Эшли, как замечала и сама Скарлетт, относился к людям, которые просто не могут приспосабливаться и подстраиваться под сменяющиеся обстоятельства жизни. Их единственная радость – это оглядываться назад и вспоминать былые счастливые дни. Скарлетт же видела в не слишком изменившемся Эшли свою беззаботную юность. Она, наверное, только в ту пору и была по-настоящему влюблена в него. А после, лишь неосознанно ища способ вернуться в те времена, заставляла себя думать, будто испытывает что-то к этому меланхоличному человеку. Когда же она открыла глаза на правду, то и тут она поняла, что опоздала.

-4

Не одно поколение читало эту книгу и не одно, конечно, поколение было без ума от пары Скарлетт и Ретта. Прочитав финальную главу лично у меня, наверное, не осталось ничего кроме горечи. Эти люди действительно любили друг друга и, возможно, если бы оба не были такими гордыми и жестокими к друг другу, то жили бы вместе долго и счастливо. Может быть, одно слово Скарлетт могло полностью изменить ход событий, но она слишком поздно поняла, к кому же на самом деле бежала в том страшном сне и где на самом деле всегда был ее истинный дом. Но к их паре, казалось бы, живущей вместе только ради того, чтобы побольнее ужалить друг друга, применимы только «наверное..», «возможно..» и «может быть..». И я не считаю виноватой в этом Скарлетт или Ретта. Просто так сложились обстоятельства. Просто это были «те люди, но не то время».

А вообще, «Унесенные ветром» — это книга обо всем, в которой каждый сможет найти что-то для себя. В ней затрагивается и тема взросления человека, и тема войны и ее влияния на людей, тема верности своей Родине, тема дружбы и слепого доверия, и, безусловно, тема любви.

Больше книжной жизни в моем telegram канале