Существует мнение, что на протяжении многих столетий мир искусства принадлежал исключительно мужчинам. Давайте попытаемся развеять этот миф, познакомившись с творчеством Артемизии Джентилески.
Артемизия Джентилески — одна из крупных представительниц барокко в Италии, а также известная последовательница живописной традиции Караваджо. Но прославилась она совсем не благодаря творчеству: в светских кругах Рима о Джентилески заговорили из-за одной скандальной истории.
Артемизия родилась в семье художника Орацио Джентилески, известного, но не очень богатого. Несмотря на небольшой достаток, Орацио всеми способами стремился сделать из дочери успешную художницу, в связи с чем он отдал Артемизию на обучение к своему другу Агостино Тасси в 1612 году. Однако учёба обернулась настоящим скандалом: Тасси соблазнил неопытную девушку, но отказался жениться. Отец не мог выдержать такого публичного позора и обвинил бывшего друга в изнасиловании своей дочери, после чего последовала череда судебных разбирательств.
Скандал обернулся ударом по репутации Артемизии. Бедной девушке пришлось немедленно выйти замуж за художника Пьерантонио Стиаттеси и переехать во Флоренцию, где Джентилески написала свои самые известные картины. Это событие стало поворотным в жизни Артемизии: пережив такой трагический опыт, она обрела решительность и мужество, которыми проникнуты все ее последующие работы.
Для того, чтобы прочувствовать контраст с этой историей, мы рассмотрим работу более раннего периода творчества Артемизии — «Сусанну и старцев» (1610).
На картине изображен эпизод соблазнения еврейскими старейшинами юной Сусанны, принимающей ванну в саду. По легенде, старцы шантажировали девушку тем, что если она не отдаться им, они обвинят ее в тайном свидании с любовником.
Оскверненную невинность девушки помогает восстановить пророк Даниил, которому открыл Бог, что Сюзанна говорит правду. Праведность девушки Артемизия предсказывает колористическими приёмами: нежно-белая ткань на бедре Сусанны контрастирует с красной мантией старца, отражая, с одной стороны, невинность девушки, а с другой, порочность состарившегося Дон Жуана.
В явных портретных сходствах героини картины с самой художницей и близости сюжета с будущим Артемизии можно видеть пророчество, ведь сама художница столкнется со скандальной историей через несколько лет.
Кроме того, в противовес живописной традиции изображения беззащитности Сусанны, героиня Артемизии демонстрирует несокрушимый характер, всеми силами пытаясь высвободиться из рук похотливых старцев. Этим приемом художница словно изобличает своё отношение к дерзости мужчин и показывает, как бы она противостояла им, оказавшись на месте Сюзанны.
Познакомившись с картиной Артемизии Джентилески мы можем заметить, что в мастерстве она ничем не уступала мужчинам, и потому может считаться достойной представительницей живописной традиции Италии XVII века. Ее творческий успех был достигнут в том числе благодаря сильному характеру художницы. Артемизия до последнего защищала права женщин, и ее девизом были слова: «Пока я жива, я буду сама распоряжаться своей жизнью!». Эта фраза прошла сквозь всё творческое наследие художницы.
❤️ Если вам понравилась статья, вы можете поддержать наш проект лайками и подпиской :)
Еще больше материалов про искусство в нашем Телеграм-канале 💫