Техник городской управы Петербурга Василий Сергеевич Шорохов, строго говоря, архитектором никогда не был, поскольку обязательного для получения это звания образования не имел. Приехав в Санкт-Петербург из Костромской губернии Василий Сергеевич ограничился образованием, как бы сейчас сказали, «средним техническим». Впрочем, в годы столичного строительного бума, это отнюдь не мешало довольно многочисленной «армии» подобных техников, заниматься активной архитектурно-строительной практикой. Безусловно, не имея за плечами «академической базы», в своей работе они, часто использовали уже проверенные практикой и временем планировочные решения. Хотя, учитывая уровень конкуренции на рынке недвижимости того времени, многие пытались найти свою «изюминку» в меру талантов и возможностей. Шорохов допустим питал явное пристрастие к «классическому» декору. Его элементы он использовал порою в довольно странных сочетаниях, но в большом количестве…
Архитектурная практика Василия Сергеевича для своего времени была относительно скромной. За двенадцать лет он сделал менее десяти проектов. Земельные участки и строящуюся недвижимость Шорохову порою приходилось первоначально оформлять на свое имя и не всегда под конкретного заказчика. Практика рискованная, но динамичный рынок диктовал свои условия. Примерно такой была история и с этим домом, хотя в данном случае новый собственник появился достаточно быстро. В 1910-м он приобрел солидный участок на Большой Монетной улице. Затем половину участка продал другому владельцу, а на оставшейся части в 1911-м построил компактный (в семь осей) доходный дом. Общая планировка здания ничего особенного из себя не представляла и обнаружить ее аналоги в Петербурге совсем не сложно. Другое дело – декоративное оформление. Тут Василий Сергеевич фантазии не пожалел…
Вообще 1911-й был для Шорохова самым удачным в его карьере. Он был занят реализацией сразу трех проектов и во всех трех проявил настоящую страсть к декору в «римской» стилистике и его вариациям в столичном «ампире», который через много лет опять пытался вернуть себе популярность. На Большой Монетной был пожалуй не самый масштабный, но наверное самый «концентрированный» образец такого подхода. Небольшой фасад здания, наминавший о ушедшей уже лет за пятьдесят до этого моде на неоренессанс, просто заполнен лепными изысками. Тут вам пилястры с коринфскими капителями, атланты, опутанные змеями головы Горгоны, римские доспехи и героические полу фигуры, и даже женские маскароны с подозрительно «модерновыми» лицами.
И фасадом дело не ограничилось. Холл парадной украшен широким «сюжетным» фризом,
лестничные пролеты и дверные ниши украшают «римские факелы»,
а на последний этаж «забрались» характерные грифоны.
Даже скупой рисунок лестничных ограждений гармонирует с общим антуражем.
При этом, стоит сказать, что полностью выдержать стиль у Василия Сергеевича не получилось. Ситуация понятная. В реальной жизни были свои практические требования. По этой причине думаю появились тут и цветные стекла и каталожный «абовский» камин откровенно диссонировавшие с общим авторским замыслом.
В целом, довольно произвольный набор декоративных элементов производит конечно странное впечатление, но, с другой стороны, Шорохов похоже и не рассчитывал на особенно просвещенную и изысканную публику. Его «товар» получился броским, солидным и вполне соответствующим последним неоклассическим архитектурным модам столицы. В 1914-м дом купили супруги Москвины – Дмитрий Александрович и Татьяна Ивановна, которым он и принадлежал вплоть до 1917-го.
Самое интересное, что на декоративных экспериментах 1911-го, Василий Сергеевич не остановиться. Собственный доходный дом, в котором будет проживать его семейство, он построит в 1914-м и это здание тоже будет изобиловать необычным сочетанием декоративных деталей, правда уже в стилистике необарокко. Но это совсем другая, самостоятельная история.