Значительное число пар испытывают трудности в переключении ролевого поведения с более лидирующей позиции к более подчинённой. Партнёрами не хватает гибкости в смене ролей.
Предположим встретились два человека и образовали пару.
Дальше, один из них, например женщина, по наследству от своего рода получила жесткий семейный сценарий - в нашей семье лидируют только женщины, например потому, что девочки взрослеют быстрее мальчиков. Поэтому партнёра- мужчину надо контролировать, руководить им, вдохновлять, поддерживать, помогать и прочее.
Ещё представим, что сильный темперамент также предрасполагает женщину быть рулевой. Просто потому, что сила бьёт через край, выплёскивается, ищет выход и применение. Азарт борьбы захватывает и влечёт соревноваться.
И вот, женщина действительно нашла такого мужчину, который сильно нуждается в поддержке и он не готов лидировать в первые годы жизни этой пары, или семьи.
И далее, представим, что прошло лет десять-пятнадцать. За это время произошли значительные личностные изменения в мужчине. Благодаря поддержке и помощи со стороны женщины, он добился успеха, сделал карьеру или освоил профессию, научился зарабатывать деньги. Как говорится - крепко встал на ноги.
Этот мужчина стал более уверенным в своих силах, и он уже не прочь попробовать быть лидером в семье, или в паре. Кроме того, он гордится своими успехами, он хочет признания и уважения со стороны своей партнёрши.
Хочет, чтобы ему доверяли и дали порулить семейной лодкой. Он подрос и дозрел. Ура, ура!
Вроде бы надо радоваться и наслаждаться плодами личностного развития и социальной успешности. Но, парадокс, вот тут-то и начинаются трудности.
Мы видим, что женщина застряла в позиции превосходства, она не может спуститься и быть на равных, то есть доверять, признавать, договариваться и т.д.
Особенно её пугает подчинённая позиция по отношению к своему мужчине. Нет доверия, и очень страшно! А вдруг загордится, власть вскружит ему голову, вдруг он начнёт ее обижать?! Или, так: а вдруг он снова регрессирует, устанет, запьёт, завалит все семейные проекты?! Разве можно отдать ему столько ответственности?!
Разве можно поверить в его личностную зрелость?!
Да, и вообще, предположим, думает женщина, нравится ли мне подчиняться?! Может это унизительно, жутко неприятно? Хватит ли моему партнёру тактичности, сможет ли он быть лидером и одновременно проявлять достаточно уважения и бережности ко мне?! Может ли процесс передачи ответственности быть приятным?! Насколько всё это рискованно?! И готова ли я к таким переменам?!
Столько вопросов... И где искать ответы?
Представим, что женщина избегает осознавать все эти трудности. В свою очередь, мужчине тоже не хватает коммуникативных навыков, чтобы конструктивно обсуждать возникшие трудности и вместе искать выход.
Вследствие этого в паре и в семье нарастают напряжение, конфликты, травматизация от борьбы за лидерство (обиды, боль, разочарование, гнев). Ситуация становится хронической и превращается в тупик.
Что же делать?
Первое: пройти коммуникативный тренинг, чтобы снизить травматизацию (обиды, оскорбления, душевные раны) в общении.
Второе: выработать новый взгляд на себя и на партнёра. В нашем примере так: женщине - я могу, умею и хочу подчиняться партнёру в какой-либо области жизни, или в целом. Мужчине: я могу быть лидером и одновременно уважать партнёра, беречь его чувства.
Если обесценивание противоположного пола и идеализация себя очень велики, то без эффективной личной терапии не обойтись.
Третье. Выработать уникальный механизм смены лидера в семье. Ввести правило: мы можем иногда меняться местами. Например, если кто-то заболел или устал, то другой его подменяет и т.д. Кто, что и как делает, чтобы это происходило (конкретика).
Четвёртое. Взять ответственность за изменения в отношениях. Принять договорённость о смене ролей.
Пятое. Научиться выполнять договорённости.
Разумеется в паре бывает и наоборот, мужчина застрял в лидирующей ригидной позиции и не признаёт личностного роста и социальной успешности своей женщины. Хочет, чтобы она сохраняла более зависимую позицию. Не осознавая, что пара или семья создается, в том числе, для поддержки личностного развития каждого её участника.