Главный трансфер этого лета в РПЛ случился – Александр Соболев, наконец, в «Зените». Переход нападающего сопровождался множественными слухами, скандалами, отстранениями и резонансными заявлениями. Здесь многое напоминает о 2015, когда в Питер переезжал Артём Дзюба. Не зря ведь Соболева сравнивают с ним и по манере игры, и по поведению. Вот только в отличие от ситуации 9-летней давности, в переходе Дзюбы была очевидная необходимость. Сейчас же – принципиальность, которая может губительно повлиять на питерцев. И на то есть как минимум несколько причин.
Переход Соболева состоялся. «Зенит» додавил «Спартак»?
Начнём с того, что трансфер Соболева в последнюю очередь представляется как попытка какого-то игрового или кадрового улучшения. Скорее, следует вести речь о политике и наглядной «игре мышцами» перед соперниками.
«Смотрите, как я могу забрать каждого из ваших футболистов», – говорят питерцы, перехватывая Марио Фернандеса у ЦСКА сезон назад. То же самое говорят питерцы, перекупая у «Локомотива» Глушенкова. Рядом с ними даже нет каких-то особых конкурентов – разве что «Краснодар» сумел увести у «Зенита» чересчур принципиального Данилу Козлова. Молодой полузащитник просто не стал соглашаться на роль «перспективного баночника» в «Зените» и уехал на Юг.
«Сине-бело-голубые» уступили и начали искать следующую жертву – ею стал «Спартак». «Красно-белые» при первом столкновении себя в обиду не дали, запросив за Александра Соболева примерно 20 миллионов – фантастические цифры за скандального и не самого результативного при этом форварда. На фоне 20 миллионов игра мышцами получилась не столь яркой, после чего пошли долгие и нудные переговоры. 15 миллионов, 12, 10, срыв переговоров, возобновление, 15, 12 и снова 10.
Казалось, что так будет длиться вплоть до закрытия ТО. Журналисты уже готовились слушать рыдания Семака о том, что ему не подвезли новых игроков (Гонду, Латышонок, Глушенков и Горшков не в счёт, видимо), как внезапно прозвучала ожидаемая давно новость: Соболев – в «Зените». Правда, болельщик «Спартака» и руководитель Новостей на Дзене Иван Макаров отмечает, что этот трансфер может быть полезен клубам, но при этом губительным для самого игрока.
– В ситуации, когда игрок не хотел играть за «Спартак», эта сделка достаточно выгодна. Каждый участник сделки получил то, что он хотел. Но, учитывая ментальные проблемы Соболева, мне кажется, что ему будет очень тяжело в «Зените». Ему потребуется очень много усилий, чтобы переломить негативное отношение к себе.
Питерская бюрократия притом создала столько проблем, что нервы сдали у всех – даже у функционеров «Спартака». Однако «показательного трансфера» из клуба-конкурента у «Зенита» всё же не получилось. За Соболева пришлось бороться – и это главный исход всей трансферной саги.
Соболев в «Зените» – это счастье для всех. Для всех, кроме «Зенита»
Возвращаясь во всё тот же 2015, стоит вспомнить, кто играл в атаке питерцев перед переходом Артёма Дзюбы. Впереди бегал Данни, Шатов, Халк, но второго нападающего никто не сможет назвать ни при каких обстоятельствах. Саломон Рондон ушёл из клуба в начале сезона, оставив россиянина одного на позиции центрфорварда, и только зимой 2016 на помощь к Артёму пришёл Александр Кокорин.
Сейчас же ситуация, прямо скажем, далека от критической. Есть быстрый форвард Матео Кассьерра, есть суперсаб Иван Сергеев, совсем недавно приобрели аргентинца Лусиано Гонду, а теперь в Санкт-Петербург приезжает ментально нездоровый Александр Соболев. Есть ли более наглядная иллюстрация фразы «с жиру бесятся»? Мне кажется, нет, учитывая то, что всё это подавалось, как личное желание Сергея Семака видеть форварда в «Зените». Крайне детское и принципиально глупое желание, надо сказать.
Ведь оно поможет буквально всем. «Спартак» неплохо заработает, «Краснодар» оставит при себе Джона Кордобу (теперь колумбиец, очевидно, не перейдёт в «Зенит»), а любой другой клуб увидит перед собой «питерский Галактикос», который, вероятно, будет играть, как «Галактикос мадридский», где тоже был перебор футболистов на одну позицию.
Не стоит забывать, что форварды всегда эгоистичны. И если у тебя в клубе 4 равноценных игрока (3 из которых однотипны), то можно не сомневаться: начнётся неминуемая грызня и неминуемые обиды. Обиды на тренера, на команду, на болельщиков.
Так, на самом деле, падали многие гегемоны. Не сумев найти применения куче достойных футболистов, клуб попросту утопал во внутренних проблемах, что неизменно отражалось на игре. «Бойся своих желаний», – гласит ещё одна чудная поговорка. Теперь Семаку своему главному летнему желанию придётся натужно искать применение и серьёзно думать, как из сытых времён не окунуть «Зенит» в смутное время.