Часть I
Большинство рвется к власти не ради высоких идей или общественного блага, а ради личных интересов. Как только дорываются до верхов социальной пирамиды, тут же начинают мнить себя выше установленных порядков и норм. Такова психологическая суть человека и иерархии любого цивилизационного строя, даже первобытнообщинного. Стремятся править ради собственной корысти, тщеславия, продолжения рода, чтобы обладать привилегиями вожака стаи, и возможности получать общественные блага, а низам остается только подчиняться, ожидая, когда им сверху перепадет милость от властьимущих.
Есть в жизни обстоятельства, когда на вершину правления выбрасывает людей по необходимости и купе их заслуг, но это случается тогда, когда наступают тяжелые времена и требуется тот, кто знает и умеет правильно ситуацию разрулить, а в мирных обстоятельствах элиты формируются из постоянной внутриполитической борьбы и интриг во властных структурах. И так было во все исторические эпохи человеческой цивилизации, что в Древнем Египте, что в Риме, что сейчас. Пробиваются и удерживаются на вершине социальной пирамиды самые наглые, самые хваткие, самые хитрые, самые жестокие и т.д. по списку, потому что государство формировалось именно на основе угнетения и насилия, и другой эта система быть априори не может. «Государство – аппарат насилия в руках господствующего класса», В.И. Ленин.
Такая схема поведения, стремления командовать, заложена самой природой вещей, и досталась человеку от своих предков павианов. Но в век развития сознательных качеств у человека и постепенное отдаление от природных начал, это уже выглядит как психическое отклонение от социальных общечеловеческих норм. Как правило оно проявляется у тех, кто стоит у руля государственной машины, и эти внутренние психические паттерны толкают к действиям распихивать и подавлять всех на своем пути. Единственное, что не может не радовать простого обывателя, так это то, что такие личности на верху властных структур бесконечно друг друга «кушают». Здесь работает диалектический закон отрицания отрицания, когда верхушка власти время от времени подвергается пертурбациям из-за появления новых личностей рвущихся перераспределить ресурсы естественно в свою пользу, но простым гражданам от этого не становиться легче, ибо их также втягивают в этот водоворот политики и от этой нестабильности мы все страдаем. Как в свое время высказался по этому поводу древнегреческий философ Перикл: «Если ты не интересуешься политикой, политика заинтересуется тобой», и маленькому человеку не остается ничего, как тоже участвовать в политической грызне.
К власти рвутся как восходя по карьерной лестнице в госорганах, так и со стороны, представляя из себя оппозицию, но так или иначе все эти личности преследуют одно – свою выгоду. Глядя на современную оппозицию как у нас в стране, так и за рубежом, все эти люди рвутся именно ради перераспределения ресурсов в свою пользу, а не ради высоких общественных идей. Занять «хлебные места» и только. Но бывает встречаются среди подобной толпы фанатики, одержимые высокими идеалами, и вот как раз они-то опасны для всех, в том числе для своих соратников по противостоянию с властью. Большевики и якобинцы были из таких.
Большевиков и якобинцев ненавидят по сей день не из-за того, что те репрессировали народы, ибо это всегда и во все времена происходило, когда та же аристократия свой народ могла угнетать, а за то, что те уничтожали элиты. При правлении Сталина сажали и расстреливали как генералов, так и министров, академиков, деятелей культуры и даже самих же служителей фемиды (судей, прокуроров, милиционеров и т.д.). Никому дорвавшемуся до верхов власти не жилось спокойно. Но после того, как новая власть утверждалась, а хомут репрессий ослабевал, то тут же всё возвращалось на круги своя к внутренним интригам и госпереворотам. Так произошло с французским революционным правительством, то же вышло и с советской партийной номенклатурой.
Дорвавшись до власти, многие большевики стали мнить себя элитой, можно сказать аристократией, от чего Сталину пришлось чистить верхушку партийной структуры. На XVIIсъезде Всероссийской Коммунистической партии (большевиков) он прямо говорил: «По мимо неисправных бюрократов и канцеляристов, насчет устранения которых у нас нет никаких разногласий, есть у нас еще два типа работников, которые тормозят нашу работу, мешают работе и не дают нам двигаться вперед.
Один тип работников – это люди с известными заслугами в прошлом, люди, ставшие вельможами, люди, которые считают, что партийные и советские законы писаны не для них, а для дураков.» После 1934 года последуют репрессии только уже против самих власть-предержащих в рядах коммунистической партийной верхушки. Большевикам не повезло, т.к. после себя они не оставили потомков, чтоб те отбелили их деяния и поэтому в память людей вошли кровавыми узурпаторами государства, хотя идеи в массы несли правильные и благородные.
Любая элита, дорвавшаяся до управления государством путем свержения старой, зачастую насильственными методами, потом всячески пытается очистить себя в памяти людей, чтобы так себя легитимировать. Но если копнуть историю формирования любой верхушки знати, то всегда выплывают нелицеприятные факты, подтверждающие правило того, что власть берётся силой. А уже позже, деяния ушедших власть-придержащих, отбеливаются потомками в трактатах или современных учебниках истории, которые подают прошедшие события с позиции правильности и целесообразности, зачастую приукрашенные благородными посылами.
Аристократия всегда делилась на два вида: по военной службе и по финансовым капиталам. И всегда первые призирали вторых, хотя между ними частенько заключались выгодные сделки и браки. Тирания и капитал неразделимы друг от друга. Власть-имущим нужны ресурсы для своих внутриполитических интриг, но, чтобы их добыть и потом ещё удержать, требуется «аппарат насилия». Вот тут и сливается во едино деньги и физическая сила в виде армии и полиции. И кого не копни из выше-стоящих лиц, всегда найдутся нелицеприятные, а зачастую кровавые факты, где все замешано с насилием и деньгами.
Аристократия во все времена имела характер наднациональной правящей прослойки, которая на народ смотрела как на быдло крепостное, которое должно эксплуатировать. Национализм прерогатива черни, но не правящего класса. Не надо удивляться тому, когда элиты в угоду своих интересов обзаводятся браками с иностранцами, выводят капиталы за рубеж, а детей учат и воспитывают не в родных пенатах, все потому что любая элита не считает нужным себя как-либо ограничивать.
До 18-19 столетий не было никаких наций, а народы никак себя не отождествляли, а вот аристократия была всегда, которая и решала за людей их судьбу. В средневековье браки заключались по взаимовыгодному расчету, а вместе с невестой переходили земли со всеми там живущими крестьянами, как приданное имущество. По римскому праву раб – это вещь, и с тех самых античных пор ничего не изменилось во взаимоотношении элит с народонаселением.
Исключением из правила можно выделить нацистскую Германию 1933-45 годов, где правящая верхушка во главе с Гитлером действительно была фанатично предана германским идеалам и с особой жестокостью их отстаивала. В итоге сама же элита пала вместе со своим рейхом. А в основном все мировые власть-предержащие классы носят глобальный характер и не считают ограничивать себя национальными границами каких-либо народов и культур.
Но деградации подвержены не только народы, а также и элиты. Современные верхи уже даже не могут сложить тех династий, которые были в феодальную эпоху. Многие вышестоящие чиновники не в состоянии заложить родовую преемственность. Дети есть, а дела не могут продолжить. А всё потому что нестабильность наблюдается не только в экономике всего мира, но и в политическом устройстве общества тоже. Идет великое пертурбация как народов всей планеты, так и правящих мировых классов.
Иерархия необходима людям, но она должна формироваться по делам и заслугам человека, а не распихивая или прислужливая кому-либо. Так же, как династии по роду деятельности тоже есть хорошо, так как говорит о стабильности и преемственности в государственной системе. Передаются знания и опыт последующим поколениям, а это значит общество движется эволюционным путем, а не революционным. Так и должно быть в нормальной социальной стратификационной модели построения общества, которая бы отвечала реалиям постоянно меняющегося мира.
Еще хотелось бы отметить одно, аристократизм есть внутреннее состояние человека, а не внешняя атрибутика. Это состояние хорошо проявляется тогда, когда у человека не все хорошо складывается в жизни, вот тогда его внутренняя натура проявляет себя во всей красе. И если человек благородно принимает тяготы судьбы, то на него требуется равняться, но зачастую равняются на тех, кто финансово и политически успешен, что в итоге подстегивает всех к тому же стремиться. Это плохо, потому что возникает та же конкуренция, которая подстегивает к нечестной борьбе, ибо на верх будут пробиваться не самые знающие и умеющие, а те кто умеет приспосабливаться и интриговать. И вот такой контингент дорвавшихся до власти разлагает изнутри государство, что приводит всю страну к краху.
Люди не равны как с рождения, так и по степени своего социального роста, но те, кто родились в низах, могут вырваться на верх, так же как те, кто находился с самого своего происхождения на верху, может опуститься вниз. В этом и есть диалектическая красота изменчивости социальной пирамиды. Осознания того, что иерархия необходима в обществе как та структура, которая позволяет решать задачи и вызовы наилучшим для всех способом, и где каждый осознает свое место и сектор ответственности, то значит конфликтных ситуаций по субординационному признаку будет происходить меньше, и зависти к тем, кто уже находиться на верхах, у тех, кто прибывает ещё в низах не будет возникать.
...
Автор статьи Септен Трион
Часть II по ссылке: https://dzen.ru/a/ZtR7eWAA8l1UEuqv?share_to=link
Часть III по ссылке: https://dzen.ru/a/Z0_4vYlvwAw8jzdC?share_to=link