«Давайте совершать такие поступки, чтобы…»
Добрый день, уважаемые читатели! Меня зовут Вера. Я совсем скоро буду учиться в восьмом классе. Но пока не закончились летние каникулы, я предлагаю поразмыслить вот над чем. Летом много общения – с друзьями, с друзьями друзей. Появляются новые знакомые. А вот станут ли они нашими друзьями?
Я думаю, всё будет зависеть от того, как каждый из нас смотрит, воспринимает, оценивает поступки и слова, сказанные во время общения. Например, один высказал свою точку зрения по поводу ситуации: «Ну классно же я сделал!» А другой по поводу этой же ситуации сказал: «Ляпнул первое, что в голову пришло. Нужно думать, прежде чем говорить».
Занимаясь развитием речи и воображения, я решила выбрать сказку «Аленький цветочек» и через её содержание понять и обсудить с вами тему «Какие русские культурные традиции нужно принять как норму своего поведения».
…Почему же я выбрала именно эту сказку? Она не совсем народная, услышанную в детстве сказку по памяти и где-то по-своему воспроизвёл писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. И я, прочитав её не один раз, анализируя её содержание, поняла, что писатель собрал в ней то, что именно беспокоит каждого человека: где в моём поступке добро, а где – зло? Ведь определение этого и есть самое главное, что передаётся из поколения в поколение и называется культурной традицией русского народа.
И образование, и трудолюбие
Один из главных героев сказки – богатый купец. А какую культурную традицию он несёт в себе? Будучи дураком, разбогатеть невозможно. Значит, купец приобрел необходимые знания. Если есть одни знания, но нет трудолюбия – богатым тоже не станешь. А ещё потребовались логика, анализ. Без анализа как узнать, что, где, за сколько купить и кому продать? Купец приобрёл эти знания и умения, превратил их в профессию! И уже как профессионал он стал помогать людям приобретать нужные товары. В этом его доброе отношение к людям. Ни в одной сказке я не читала, чтобы купца не уважали или относились к нему без почтения.
Вот вам и наша культурная традиция: образование, трудолюбие и доброта человека!
А купец не только знал и понимал эту культурную традицию, но и хранил другую: из поездки без гостинца домой не возвращаться.
Это действительно народная культурная традиция. А ведь что такое традиция, да ещё и народная? Я понимаю это так. Это те устои, правила, которые принимают и исполняют все люди.
Подари мне…
Знали и три дочери купца об этой культурной традиции русского народа. То есть те, для кого везли подарки, исполняя народную традицию.
А вот здесь встаёт вопрос: «Как это знание проявилось? Что дочери попросили отца привезти им в подарок? Конфеты заморские? Красивые ленты в косы? А, может быть, платье нарядное?»
Не-е-ет! Старшая дочь попросила золотой венец из каменьев самоцветных. Чтобы получить этот подарок, она назвала отца-купца государем и родимым батюшкой. На Руси государем-батюшкой называли только царя, но никак не купца.
Читая эту сказку, я осознала глубину следующей мысли: «Человек, который рассказывает что-либо, о ком-либо, прежде всего рассказывает о себе!» И вот тут старшая дочь нарушила нашу культурную традицию: почитание отца. Она возвысила его, при этом манипулируя им, чтобы достичь желаемого: «А привези ты мне золотой венец из каменьев самоцветных, и чтоб был от него свет как от солнца красного». Этими словами старшая дочь рассказала о себе как о царице, которая носит золотой венец!
Давайте ещё раз проанализируем этот эпизод. Что в нашей культуре всегда считалось достоинством человека? Согласитесь, его скромность. Восхвалять себя, превозносить себя – это считалось очень неправильным, неприличным поведением. И как показала себя старшая дочь купца? Она нарушила культурную традицию – возвысила себя, своё социальное положение до уровня светила: преподнесла себя как совершенство самой природы! А ведь в нашей культурной традиции принято не хвалить себя, пока это не сделают люди и пока они не заметят твоих достоинств.
Обратим внимание на ещё одну деталь: то, что хочешь получить в подарок, можно попросить. А когда тебе привозят гостинец – указывать на определенную вещь нельзя. Вот так в одном эпизоде старшая дочь купца нарушила сразу три нравственные границы в культуре нашего народа.
Добром за добро
…И отправился купец в поездку по своим делам и за гостинцами дочерям. Его слуги были верны ему до тех пор, пока на них не напали разбойники. Купец сомневался в силе слуг как защитников своей жизни и имущества. Он понимал, что разбойники сильнее его, поэтому бросил все свои богатства, лишь бы вернуться домой к дочерям. Он тем самым показал: дочери важнее всех богатств. Он за них как отец отвечает, чтобы их жизнь устроилась хорошо. Из этого поступка купца мы делаем вывод: нравственная традиция нашего народа – ответственность родителей за своих детей!
Также в сказке рассматривается ещё несколько культурных традиций, некоторые из них сейчас начинают забывать. Например, хозяин должен накормить гостя, а гость – найти слова благодарности за угощение. И не только. Уходя из дома, гость должен поблагодарить хозяина за гостеприимство. Вспомните, пожалуйста, всегда ли вы так делаете? А если не всегда, то что вы рассказываете о себе, не соблюдая эту культурную норму? Может быть, вы этим поведением рассказываете ещё и о своих родителях?
Следующая ситуация, когда культурная норма сыграла важную роль в отношениях купца и чудовища, – аленький цветочек в саду. Купец увидел то, что искал для любимой младшей дочери, и забыл, что аленький цветочек – не его собственность. А раз так, он должен был спросить разрешения сорвать и забрать цветок. Несоблюдение этой культурной нормы привело к тому, что купец мог поплатиться жизнью за свой необдуманный поступок.
Дальше сюжет сказки развивается так, что мы видим проявление нескольких культурных традиций в очень сложной ситуации. Купец нарушил культурную норму: взял без спроса чужую собственность, которая была особенно дорога её хозяину. Осознав свой поступок, купец от всей души, слёзно просит прощения у чудовища, тем самым показывая, что он знает культурные традиции. Чудовище, видя искреннее раскаяние купца, прощает его, соблюдая культурную норму. Но прощает с условием. И вот здесь опять мы видим нарушение культурной нормы: либо прощаешь – либо не прощаешь.
Младшая дочь, узнав о том, как будет расплачиваться её любимый отец за подарок ей, решает отправиться к чудовищу вместо купца. Тут мы видим яркое проявление такой культурной нормы: за добро платят добром.
…В начале своего рассуждения о культурных традициях, нормах я написала: «Какие русские культурные традиции нужно принять как норму своего поведения». Многие, но не все из них, я рассмотрела, анализируя содержание сказки «Аленький цветочек». И делаю из этого вывод: «Каким бы красивым ни был человек внешне, мы всегда смотрим на его нравственные границы, которые проявляются через поступки». Поэтому я призываю себя и вас: «Давайте совершать такие поступки, чтобы за них не было стыдно»!
Вера Бучилина.