Сооснователь онлайн-школы «Пифагоровы штаны» и преподаватель математики Анастасия Жукова разбирается, почему не стоит говорить о своем ребенке подобные фразы!
Многие родители называют своих детей «умными, но ленивыми». С этой характеристикой важно уметь работать, потому что часто она тормозит ребенка. Начнем по порядку.
Разные виды ума
Под «умом» понимают разные вещи. Например, память, которая полезна в истории, может мешать в математике, где важно понимать принципы. Быстрая усвояемость материала — это другой вид ума, но он может привести к быстрому забыванию.
Ум в сравнении
Ум ученика всегда проявляется в сравнении с другими. Если он лучший в своём классе, важно учитывать уровень этого класса. Часто ребята-отличники, поступив в матклассы, получают серию двоек, для адаптации требуется время.
Иллюзия ума
Некоторые родители видят в детях потенциальный ум, несмотря на плохие оценки. Такая установка мешает ученику развиваться, так как создаёт иллюзию неизменности. Страх ошибок и перехода в более сильную среду также тормозят обучение.
Внешняя мотивация
Существует теория, что внешняя мотивация разбудит «спящий ум» ребёнка. Правда, что внешняя мотивация лучше, чем никакая. Однако внутренняя мотивация приходит через работу, а не внешние стимулы.
Убеждения и оправдания
Слыша про себя «умный, но ленивый» дети сами начинают в это верить. Оправдывают свои неудачи «ленью», чтобы сохранить веру в свой ум. Это мешает им развиваться и избегать сложных задач.
Проблема успеха
Ученик, однажды добившийся успеха, может остановиться в развитии, опасаясь потерять статус «умного». В результате, в будущем его успехи могут ограничиться только школьными достижениями.
А что делать-то?
Вообще лучше избегать генерализированных оценок и фокусироваться на конкретных фактах. Кстати, этот подход спасает и от негативного восприятия самого себя. Например, дети часто считают, что если получают тройку, то это не «я плохо подготовился», а «я плохой». В обучении важно направить внимание ребенка на реальное обучение, а не на поиск подтверждений «ума». Эффективное обучение возможно только при концентрации на прогрессе, а не на иллюзиях о собственной уникальности.
. . .
Согласны?