Легко и приятно коллекционировать изначально заявленные серии монет. Но, есть монеты, которые не выделяются центральными банками отдельно, они "спрятаны" в больших сериях. Или вообще, выпущены разрозненно. При этом, иногда можно выделить очень интересные наборы.
Таким является набор серебряных монет Банка России "100-летие Русского музея". Четыре монеты весом одна унция серебра 900 пробы выпущены в июне 1998 года в рамках серии "Памятники архитектуры России".
На мой взгляд, что-то говорят о русском характере сюжеты этих монет...
Ангел Златые власы
фрагмент (голова архангела) с поясной иконы неизвестного художника Новгородской школы конца XII века; Строгановcкий дворец
Живопись древнего Новгорода столь же лаконична и выразительна в каждой детали, как и новгородское зодчество. Яркая, иногда простодушно-наивная новгородская икона - едва ли не самая прославленная среди художественных памятников Древней Руси.
«Ангел Златые власы» является самым ранним новгородским шедевром мирового значения. Написанная, вероятно, в конце XII в., необыкновенная икона, в которой явно видна традиция Византии и нечто подлинно эллинское светится в прекрасном овале лица с нежным румянцем под волнистыми волосами. Но печаль в глазах, такая лучистая и глубокая, вся эта красота и скорбь не есть ли уже отражение русской души, готовой осознать свой особый удел с его трагическими испытаниями?
Купчиха за чаем
фрагмент картины «Купчиха за чаем» художника Б.М. Кустодиева; Мраморный дворец
Свой идеал женской красоты Кустодиев нашел в купеческом сословии. Не создавший ни одного натурного портрета русских купчих, художник «списывал» своих героинь с дам интеллигентного круга, чей облик, по ощущениям художника, был близок народному идеалу красоты. Все героини — замужние пышнотелые молодые женщины в возрасте около тридцати лет — показаны в характерной для них среде. Художник «демонстрирует» красавиц — их дородные фигуры помещены в центре картин, приближены к первому плану, подчиняя себе пейзажную и интерьерную среду.
«Купчиха за чаем», классическое, совершенное по композиции и исполнению полотно. Написанное в годы революции, оно воспринимается как квинтэссенция уходящей купеческой России. Этот создававшийся десятилетиями мир, пронизанный гедонизмом, любовью к уюту и удобствам, к красивым добротным вещам, к высоким заборам, не смог защитить себя. Он разрушился в мгновение как карточный домик.
Портрет Евграфа Давыдова
портрет Е.В. Давыдова кисти О.А. Кипренского; Михайловский дворец
Своеобразным манифестом, эталоном образа героя Отечественной войны 1812 года стал персонаж исполненного за три года до Бородина «Портрета гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова».
С портретом связана целая эпопея поисков. Около 130 лет считалось, что на портрете изображен известный герой-партизан Денис Давыдов, «поэт, рубака, весельчак». Однако тогда он был в чине ротмистра. Некоторые исследователи утверждали, что Кипренскому позировал младший брат Дениса — Евдоким, красивый, мужественный офицер, участник многих битв, в том числе и под Бородино, имевший семь ранений. Вскоре после войны он получил чин генерал-майора. Но Евдоким был кавалергард, а не гусар. В настоящее время считают, что изображен двоюродный брат Дениса — Евграф Владимирович Давыдов.
Русский Сцевола
скульптура «Русский Сцевола» В.И. Демут-Малиновского; Инженерный замок
Скульптор изобразил подвиг неизвестного крестьянина, по преданию попавшего в плен к французам во время войны 1812 года. Герой отличался богатырским телосложением и потому его решили взять на службу во французскую армию, а в знак того, что он принадлежит императору Наполеону, на руку поставили клеймо с инициалом «N». Крестьянин, не желая служить врагам Отечества, отсек себе руку топором. Такое мужество вызвало уважение даже у противника, и его отпустили на свободу.