В конце прошлой недели ФИПИ опубликовал-таки долгожданную демоверсию. В этой статье разберём, как выполнять задания раздела "Чтение".
На первый взгляд, этот раздел также не претерпел изменений. У нас по-прежнему два задания базового уровня (рассчитанные на В1+, т. е. Intermediate) и одно задание – вопросы с 12 по 18 – высокого уровня (для как минимум В2, т. е. Upper-Intermediate). В разборах ЕГЭ-2024 я уже указывала, но считаю нелишним повторить, что, по моему мнению, на раздел "Чтение" надо отвести больше времени, чем на "Грамматику и лексику".
Итак, вопрос 10 относится к пресловутой "оценке скопом": перед нами 7 абзацев одного текста и 8 заголовков, которые надо подобрать. За правильную последовательность цифр (вариантов заголовков) выпускник получает 3 первичных балла, за одну ошибку снимается балл, за 2 – минус два балла, а если ошибок 3 и больше, то улетучиваются все скудные три балла. Справедливости ради надо отметить, что задание относится к базовому уровню сложности, оно действительно легкое.
Текст А говорит о выборе транспорта при путешествии по Великобритании. Выбираем заголовок 4.
Текст В рассуждает о том, как можно сэкономить время и деньги, путешествуя на поезде. Заголовок 6.
В абзаце С говорится о рейсовых автобусах "If you are on a tight budget, coaches are nearly always the cheapest way to get around England, although they are also the slowest and sometimes late." Выбираем заголовок 7.
Текст D посвящает нас в плюсы и минусы путешествий на машине или мотоцикле. Заголовок 2.
В тексте Е автор рассуждает о путешествиях на велосипедах, указывает на "growing network of long-distance cycling routes", "it is best to enjoy cycling in more rural and off-the-beaten-track locations". Соответственно, заголовок 1.
В абзаце F автор говорит нам о преимуществах и недостатках внутренних рейсов, при этом указывая, что "many people prefer not to fly". Заголовок 3.
И, наконец, текст G рассказывает о приложении, которое поможет спланировать маршрут с учётом всей необходимой информации по разным видам транспорта. Из оставшихся заголовков (5 и 8) выбираем 8.
Заголовок 5 остаётся не использованным.
Вопрос 11, хотя и относится также к базовому уровню, на мой взгляд, несколько сложнее, чем №10: надо подобрать подходящие части предложения, чтобы заполнить пропуски в тексте.
Текст относительно небольшой, вот он:
и обрывки предложений к нему:
Лайфхаки к заданию 11
При выполнении этого задания алгоритм действий такой: сначала быстро просматриваем текст, не обращая внимания на пропуски, потом читаем предложенные отрывки. Может быть, уже на этом этапе какие-то из кусков встанут на место. Далее, возвращаемся к тексту, теперь уже только к предложениям с пропусками. Внимательно смотрим на предложение до и после пробела, опять читаем предложенные варианты вставок, определяем подсказки, которые могли бы помочь: например, имена и местоимения (his, her), слова, указывающие на хронологию и последовательность (такие, как then, before, next), контраст и противопоставление (but, however), причину и следствие (as a result, it leads to, because of), а также на повторения и синонимы.
Еще одно важное замечание: вам не обязательно заполнять все пробелы последовательно, можно сначала сделать то, что легче, а потом, когда другие пропуски будут заполнены, и количество оставшихся вариантов уменьшится, вернитесь к более сложным пропускам.
Разбор задания 11 из демоверсии
Итак, посмотрим, что у нас получается.
Пропуск А. Нам нужна дополнительная информация о Lonnie Johnson. Выбираем кусок 6, ключ-подсказка: "the man …"
Пропуск В. Судя по знакам препинания, нужно подобрать определительное придаточное предложение (non-defining relative clause). Ответ: отрывок 3, подсказками на этот раз служат связка which и имя Lonnie.
Для пропуска С выбираем отрывок 5, здесь у нас противопоставление: "that cooled with water instead of the environmentally harmful chemical …", разбитое на две части.
Пробел D. Ответ: кусочек 7, подсказки: think that.
Пробел Е. Выбираем №1, это единственный отрывок, в котором говорится о девочке, подсказка: местоимение her.
Пробел F. У нас осталось всего два кусочка: №2 и №4. Однако, №2 не подходит: часть пассивной конструкции called не сочетается ни с чем, ни до ни после пробела, и запятая тоже мешает выбрать его. Тогда как отрывок 4 подходит идеально как по пунктуации, так и по смыслу: далее в тексте говорится о том, что денег у Джонсона не было, а в выбранном отрывке как раз приводится сумма, в которую обошлось бы производство.
Итак, наша последовательность:
Два балла у нас в кармане )
А теперь перейдём к заданию высокого уровня сложности.
Как подступиться к вопросам 12-18 ЕГЭ по английскому
В этой части экзамена нам дан достаточно длинный текст и вопросы с множественным выбором. Как обычно, нужная информация в тексте располагается в той же последовательности, что и вопросы. Иногда последний вопрос может быть на понимание всего текста.
Просматриваем текст, определяем в какой части текста про что говорится. Далее надо прочитать первый вопрос и вернуться к тексту. Быстро читаете или "сканируете" текст до того места, где говорится о том же, о чем идёт речь в вопросе, и теперь уже вчитываетесь внимательно в этот отрывок, читаете все данные варианты ответов, и, основываясь на синонимах и синонимичных фразах (так называемых parallel expressions) делаете выбор ответа.
Разбор вопросов 12–18 раздела "Чтение" из демоверсии
Вот текст из демоверсии:
Вопрос 12. Выбираем ответ 4 – mixed, основываясь на предложениях второго абзаца, где идёт противопоставление эмоций через фразы "on the one hand", "on the other hand".
Вопрос 13. В третьем абзаце говорится о предоставленном шансе исправить ошибку в школе, и что в реальной жизни в разных профессиях такие шансы не предоставляются. Выбираем №2.
Вопрос 14. Информация из варианта 3 в тексте не встречается. Вариант 4 противоречит тексту. Вариант 1 неверен, поскольку в тексте говорится об ответственности только за свои оценки, а не ответственности вообще как черте характера. А вот на дополнительную нагрузку для учителей автор указывает: "teachers needing to teach separate lessons to different class members during the same period." Правильный ответ 2.
Вопрос 15. Ответ 1, находим подтверждение в тексте: "Homework and in-class work is practice. Doing the work correctly over and over again is the only way to improve."
Вопрос 16. В том же седьмом абзаце учитель, о котором идёт речь в вопросе, говорит: "I allow redos only on homework and in-class work. I don't allow resitting tests, …" Redo и resit в тексте синонимичны retake в вопросе. Ответ 3.
Вопрос 17. Перескакиваем на абзац 11. Выделенное they во втором предложении – это замена слова "students" из первого. Ответ 3.
Вопрос 18. Утверждение "I would still prefer that my daughter got her physic equations right the first time" четко указывает на правильный ответ: №2 (хотела бы, чтобы с первого раза всё получилось).
Продолжение следует.
Подготовка к ЕГЭ по английскому.
Разбор раздела "Аудирование" из проекта ЕГЭ-2025 по английскому языку.
А пока можно почитать мои разборы ЕГЭ 2024:
Разбор раздела "Аудирование" из открытого варианта КИМ ЕГЭ 2024 по английскому
Лайфхаки и разбор раздела "Чтение" из открытого варианта КИМ ЕГЭ 2024 по английскому
Разбор раздела "Грамматика и лексика" из открытого варианта КИМ ЕГЭ 2024 по английскому.
Грамматика и лексика в ЕГЭ по английскому: вопросы с 19 по 24
ЕГЭ по английскому: вопросы с 30 по 36 в разделе "Грамматика и лексика"