Найти тему
Люди и тайны

Свою тайну Зана унесла навсегда, но оставила после себя детей и внуков

Эта история, в которой так много загадок, произошла в Абхазии во второй половине XIХ века. Князь Ачба, предводитель Абхазии, со своей свитой часто охотился в ущелье реки Адзюбжа. Об этих местах ходила дурная слава: говорили, что там обитает огромное лохматое чудовище. Однако князь не был робкого десятка и решил поймать его.

Несколько раз они видели это существо издалека, но всякий раз, когда приближались ближе, оно скрывалось.

Но в этот раз охотники придумали хитрый план. Один из них снял свои старые штаны и оставил на видном месте. И чудовище пришло на чужой запах. Пока оно возилось со штанами, не зная, что с ними сделать, охотники, выскочив из засады, связали его веревками.
Когда же необычное существо как следует рассмотрели, оно оказалось волосатой двухметровой женщиной.

Так выглядела Зана по мнению Нейросети
Так выглядела Зана по мнению Нейросети

Всё мускулистое тело пленницы было покрыто волосами длиной с ладонь. Особенно густо они росли в нижней части тела. Цвет кожи под волосами был тёмно-серым.

Волосы росли даже на широком лице, начинаясь от самых бровей. Лоб был низкий, глаза красного цвета, а нос — плоский, с большими ноздрями.

Дикой женщине дали имя Зана. И с этого момента она стала главной забавой Ачбы. Но как только она наскучила князю, он подарил её своему другу, а тот своему. Князь Генаба, ставший её последним хозяином был очень рад подарку и повез пленницу в свои владения. Так и оказалась Зана, в 80 км от Сухума, в селе Тхина.

Поначалу дикарку держали в загоне из брёвен, где она была прикована цепями, так как её нрав был очень буйным. Однако со временем её удалось приручить, и через три года она уже могла свободно передвигаться по селению. Одежду она не признавала, и только к концу жизни стала пользоваться набедренной повязкой.

Спала зимой и летом в самостоятельно вырытой яме. Была очень быстрой, ловкой и обладала недюжинной силой. Наравне с мужиками, одной рукой управлялась с мешками весом в 80 килограммов. Она любила плавать и выпить тоже. По слухам к вину ее приучил Ачба. Зана не умела разговаривать, но знала своё имя и иногда издавала рычащие или восклицающие звуки.

О сексуальности Заны ходили легенды. Хоть и дико это звучит, но за годы жизни в Тхине её частенько навещали местные мужчины. От связей с ними впоследствии она родила пятерых детей. Первый ребенок не выжил, сильно простудился после того, как Зана искупала его в ледяном ручье. После этого, остальных народившихся детей сразу же отбирали односельчане.

В итоге выжили две её дочки — Гомаза и Коджанир и сыновья — Джанда и Хвит. Из всех потомков только Хвит остался жить в Тхине. Куда уехали его братья и сёстры, неизвестно.

Хвит Сабекия
Хвит Сабекия

Хвит был дважды женат. В последний раз — на женщине по имени Мария. У супругов родилась дочь Раиса. Именно к ней в дальнейшем обращались исследователи, когда хотели что-то узнать.

Заны не стало в конце XIX века, точный год и место её захоронения неизвестно. До самой смерти она выглядела так же, как и в молодости: ни одного признака старения — ни седых волос, ни выпавших зубов.

Свидетелем, который видел Зану при жизни, был Зеноб Чокуа, местный житель. Хотя в то время он был ещё ребёнком, ему удалось дать самое подробное описание Заны.

Хвит ушёл из жизни в 1954 году. Выяснилось, что его отцом был местный пастух по фамилии Сабекия. Он воспитал мальчика и дал ему свою фамилию.

Раиса, дочь Хвита
Раиса, дочь Хвита

Исследования

В 1962 году в село Тхина приехал биолог из Москвы Александр Машковцев. От местных жителей он и услышал удивительную историю о Зане, которая его очень заинтересовала. История привлекла внимание не только Машковцева, но и его коллег.

Вскоре, один из них, криптозоолог и историк Поршнев, вместе с другими учёными снова посетил селение. Они начали искать старожилов, которые лично видели Зану и помнили о ней хоть что-то, хотя после её смерти прошло более 70 лет. Несмотря на свой преклонный возраст, оставшиеся в живых очевидцы хорошо помнили события, связанные с таинственной дикаркой.

В 1975 году историк Игорь Бурцев продолжил исследования. После долгих поисков он наконец нашёл могилу Заны. На этом месте он провёл раскопки и смог обнаружить черепа Хвита и, возможно, самой Заны.

Спустя годы, исследования Бурцева привлекли внимание американских учёных, изучающих геном и образ жизни неандертальцев. По их приглашению, Бурцев привёз в лабораторию Нью-Йоркского университета череп Хвита. Исследования, проведенные на основе материала его черепа, должны были определить, была ли сама Зана неандертальцем.

Абхазские этнографы считали, что Зана могла быть негроидного происхождения. Это объяснялось тем, что в Абхазии жили местные негры, которых по легенде привезли сюда из Санкт-Петербурга ещё при Петре I. То есть для жителей этой местности они не были чем-то необычным.

Семейство негров из Адзюбжа. Фотография А. К. Сержпутовского, 1912
Семейство негров из Адзюбжа. Фотография А. К. Сержпутовского, 1912

Однако те, кто был знаком с Заной лично, в один голос утверждали, что у неё не было ничего общего с неграми. Главным аргументом против её возможного негроидного происхождения были густые волосы, растущие по всему телу.

О внешности самой Заны известно лишь из рассказов. А по фотографиям её потомков и даже черепа одного из них, нельзя определить признаки, доказывающие, что Зана была реликтовым гоминидом. Хотя ученые все еще не полностью уверены, в том, что найденный череп, принадлежит именно Зане.

Генетик Брайан Сайкс, работающий в Оксфордском университете, исследовал ДНК шести потомков Заны, включая Хвита. В результате он пришёл к выводу, что Зана была представителем современного вида человека и имела стопроцентное африканское происхождение, вероятнее всего, из Западной Африки.

По мнению Сайкса, Зана, скорее всего, происходит от рабов, которых насильно привезли в Абхазию в 17 веке турки-османы. Однако есть и другая версия: Зана могла принадлежать к группе людей, которые вышли из Африки сотни лет назад и с тех пор скрытно жили в горах Кавказа.

В 2015 году в различных популярных изданиях, в том числе в британских, появились публикации, в которых говорилось, что профессор Сайкс, исследовав ДНК черепа обнаружил, что Зана была снежным человеком. Однако этим публикациям мало кто поверил, кроме того они сильно подорвали репутацию учёного.

Некоторые учёные считают, что описание Заны похоже на людей с гипертрихозом — заболеванием, при котором на теле и лице человека наблюдается избыточный рост волос.

Хулия(Юлия) Пастрана - женщина с врождённым гипертрихозом.
Хулия(Юлия) Пастрана - женщина с врождённым гипертрихозом.

Более подробно о ней можете прочесть здесь:

Гипертрихоз может быть приобретённым, например, из-за гормональных изменений вызванных голодом и тяжелыми жизненными условиями.

Волосатость нередко присуща и одичавшим детям. Возможно, Зана была слабоумной девушкой, которая каким-то образом заблудилась в лесу и затем одичала.

К концу 2021 года были завершены генетические исследования Заны и её потомков. Проведённые в независимых лабораториях, они еще раз доказали, что генетическая линия Заны происходит из экваториальной Африки. В то же время генетическая линия Хвата находится между африканскими и европейскими или кавказскими популяциями.

Но ряд криптозоологов по прежнему склоняется к версии, что Зана является представителем снежного человека.

Писатель Фазиль Искандер в своём произведении «Стоянка человека» вкратце описывает собственную версию о происхождении Заны. Его главный герой рассказывает историю о женщине с умственными отклонениями, но крупного телосложения, которая убежала из дома в горы и там одичала.

О легендарной Зане, наряду с другими историями, упоминает в своей книге "Борьба за троглодитов" Борис Поршнев.

В одной из передач «Битвы экстрасенсов» также шла речь о загадочной Зане.

Кем на самом деле могла быть таинственная Зана и, что с ней произошло - неизвестно, но история о ней все еще жива и скорее всего будет притягивать к себе внимание еще не одного поколения.

Возможно Вам будет интересно: