Оказывается, Тьмуторокань не закончила свою жизнь с уходом на Русь Олега Гориславича, а продолжала жить, творить и воевать. Об этом имеются некоторые свидетельства из иностранных источников.
Согласно летописям и официальной точки зрения, о Тьмуторокани как о русском княжестве не стало известно после возвращения на Русь Олега Святославича (1094-й год). То есть русское княжество на Кавказе и в Приазовье якобы исчезло. А может быть, летописец что-то перепутал, не записал вовремя, а потом забыл пометку сделать?
Таматархой якобы овладели греки, половцы, касоги, яссы, а русов было мало, и под конец они исчезли. Тьмутороканское княжество из-за усиления в этом регионе половцев потеряло связь с Русью и в итоге утратило свою независимость.
Тьмуторокань исчезла из летописей, то есть на бумаге. Но прошло 80 лет, и в 1174-м году какие-то таинственные "русы" заключив с аланами и половцами союз, беззастенчиво напали, по мысли Хагани Ширвани, на Азербайджан.
Врят ли эти русы были из метропольной части Руси. Ближе всего к цели похода была только Тьмуторокань.
Хагани Ширван, современник той эпохи, сообщал в своих одах, что в 1173-м или в 1174 году "белокурые русы-христиане" большим флотом напали на Ширван. Они тогда своим флотом в составе 73 кораблей поднялись по Куре и дошли до самого Лянбярана. Как оказалась, это не последние известия о русах в землях Тьмуторокани.
В 1237-м году некий доминиканский монах Юлиан решил найти древнюю Великую Венгрию. Во время путешествия он заехал в Тьмуторокань или Матраху, где встретил там не только касогов и ясов с "классическими" половцами, но, как видно, и русов, крещенных по греческому обряду.
Но вот что характерно, они продолжали чтить древние обычаи своих дохристианских предков. Знатные люди брили бороды и голову, оставляя чубы. А в моде было многоженство. У правителя было 100 жен. Вероятно и у его подданных тоже. А правил этим народом князь. Если это "бывшее" владение Рюриковичей, значит, этот правитель тоже имел какое-то отношение к династии на Руси.
По поводу ста жен князя в Тьмуторокани. Исследователь В.В. Мавродин в своих "Очерках по истории Левобережной У..." предложил следующее обоснование:
"...Сто жен князя («dux») Матрахи может быть указанием не на гарем, а на своего рода «склад живого товара», рабынь...".
Далее Мавродин отмечает, что:
"В качестве работорговца мог, прежде всего, выступать сам князь, сосредоточивающий в своих руках большие партии наиболее ходкого на Востоке живого товара — женщин...".
Итак, что мы имеем в Тьмуторокани до прихода "татаро-монголов".
Дальний родственник Рюриковичей решил вспомнить обычаи предков. Живет себе, поживает, жен себе заводит в больших количествах. А может, торгует дамами.
Такое представление, что никакие половцы особо его не тревожат. Скорее всего, по обычаю первых князей в Тьмуторокани дань продолжает собирать с окрестных народов.
С приходом татаро-монголов, княжество, наверно, исчезло. Но, правда, в 14 веке здесь появляются некии черкасы.