31 августа 1997 г. в автокатастрофе в Париже погибла Диана Френсис Спенсер (р. 1 июля 1961), её возлюбленный Доди Аль-Файед и водитель.
Фильмы о Диане я смотрел давно, но написать о них решил в подходящий для этого момент. Начну с того, что по фильмам этим не получится узнать, как всё было на самом деле, для этого лучше сначала посмотреть документальные фильмы. Художественная ценность этих фильмов тоже невелика.
«Диана: история любви» (2013)
Фильм рассказывает о периоде жизни Дианы с 1995 по 1997, когда она встречалась с кардиохирургом Хаснатом Ханом.
При бюджете в 15 млн. долларов, в целом, фильм выглядит, как недорогая телевизионная мелодрама в духе тех, что показывают на канале Россия. Диана показана слишком простой и даже наивной. Никаких глубин характера. Сдаётся мне, она была далеко не такой простой. Отдельные эпизоды из фильма заставляют сильно сомневаться в их достоверности, например, поездка Дианы в Пакистан на родину хирурга. Говорят, Диана даже хотела принять ислам, ради него. И хорошо, что не сложилось, другая религия - это крайность.
Понятно, что многое, если не всё, в этом фильме додумано и придумано, причём так, что большего интереса не вызывает, поэтому и мне подробнее на этом фильме останавливаться не хочется. Впечатляющая снята здесь только сцена на яхте.
Правда, есть эпизоды, когда Диана ездит по охваченной войнами Африке и Югославии, выступает с предложением запретить использовать мины. С точки зрения гуманности это выглядит справедливо, но с точки зрения оборонной концепции государств глупо. (нам теперь это наглядно понятно на примере событий в Курской области) и поэтому тогда мы не подписали договор о запрещении противопехотных мин.
Но таких интересных моментов в фильме немного. Стоит отметить, что актриса внешне практически неотличима от Дианы, а люди видевшие Диану лично (например, наш журналист Сергей Брилёв), говорят, что актриса точно уловила мимику и жесты.
Перейду к другому фильму: «Спенсер» (2021). В прошлом году я смотрел фильм этого же режиссёра о жене Джона Кеннеди «Джеки» (2016). Этот фильм я тоже смотрел в ноябре прошлого года.
Этот фильм также является полу-вымышленным, но он всё же выглядит более интересным в деталях, чем предыдущий. Действие происходит в течении 3 дней в декабре 1991 во время семейного празднования Рождества в загородной королевской резиденции в Сандрингемском дворце в Норфолке. Именно тогда Диана принимает решение развестись с Чарльзом. Источником для фильма послужила книга «Диана: История ее словами» журналиста Эндрю Мортона, впервые вышедшую в 1992 г. В течение нескольких месяцев Диана записывала свои мысли и воспоминания, а затем втайне от семьи передала их репортеру.
В предыдущем фильме никто из членов королевской семьи в кадре не появлялся, авторы тактично обходили эту сторону жизни Дианы. А этот фильм интересен как раз тем, что здесь показаны разные обычаи и традиции семьи, установившиеся с давних времён, от которых Диану тошнило в прямом и переносном смысле этого слова (у неё была одна из кишечно-желудочных болезней, обострившееся на нервной почве). Соблюдение традиций доходило да абсурда: например, не отапливать комнаты, хотя вообще-то холодно. По крайней мере, так показано в фильме.
В этом фильме Диана нервозная и даже истеричная, что более соответствует её характеру по свидетельствам современников. У нёё даже было несколько попыток самоубийства. Но в фильме при этом есть и элементы художественного преувеличения. Например, эпизод, когда Диана порезала себя. В реальности, это вроде бы произошло случайно и она не кричала и не плакала, как в фильме. У Дианы были личная гардеробщица и подруга, которая потом заболела раком. В фильме зачем-то намекнули, что она была не той ориентации, хотя может, это и правда, но несколько портит впечатление.
В конце фильма Диана забирает детей с охоты и уезжает из дворца, останавливается в ближайшем Макдональдсе и одевает бейсболку. Вот она какая американская мечта английской девушки. Стюарт тоже отлично сыграла Диану, возможно, даже в некоторых моментах переигрывала.
Что тут сказать: Диану отчасти жалко, отчасти она и сама была виновата в том, что с ней происходило, сказывалась нездоровая психика. Сначала она привлекала к себе внимание журналистов, а потом стремилась избегать его.