Сегодня повестку дня задавал ЦБ. Сначала он опубликовал базовые сценарии того, что будет происходить с экономикой. Затем представитель регулятора заявил, что особо цены затормозить пока не удалось. Главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах, эксперт по экономике и финансовым рынкам, рассказал «Московским новостям», кому будет хорошо при дорогих деньгах.
Что сказали в ЦБ о росте цен
Сегодня ЦБ представил проект «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025–2027 годы». То, что взбудоражило СМИ — сценарии, которые представил регулятор, — то, как может вести себя инфляция и как Центробанк будет реагировать на это (то есть какими будут ставки).
Базовый вариант подразумевает рост ВВП в этом году до 4% и ключевую ставку 14–16% в 2025 году, шоковый — глобальный кризис (такой же по масштабу, какой был в 2007–2008 годах) и предполагает 20–22% годовых. Однако в целом особой сенсации в этом документе нет, разве что усилилась антиинфляционная риторика. Основная идея осталась той же: деньги будут дорогими. Сценарии, при которых ставка будет высокой довольно долго, — основные. Хорошие новости в том, что все они включают разворот политики ЦБ, то есть снижение ставки. Даже в шоковом оно есть, просто на отрезке год-полтора.
Однако главным сегодня стало все-таки выступление заместителя председателя Банка России Алексея Заботкина и то, что он говорил об инфляции. Представитель ЦБ признал, что «последовательного снижения текущих темпов роста цен пока не наблюдается». То есть пока рост цен не удается затормозить настолько, насколько хотелось бы регулятору. В ЦБ признали: там недооценили инфляционные факторы и, судя по всему, инфляция еще не дошла до своего пика.
Есть естественные факторы, которые давят на спрос: кадровый голод или высокий уровень госзаказа. И то, и другое стимулирует рост зарплат и доходов населения. Чем больше у россиян денег, тем активнее они их тратят. Прибавьте к этому то, что предложение ограничено и увеличивается недостаточно быстро — из-за тех же санкций. И получается, что чем больше спрос и меньше товаров, тем выше цены.
Что означают высокие ставки для россиян
Заявления Заботкина, который дал понять, что регулятор и дальше продолжит придерживаться жесткой денежно-кредитной политики, для физлиц на самом деле мало что меняют. Как минимум эту позицию ЦБ уже высказал в конце июля, для убедительности подняв ставку на 2%.
Если кратко, плохо придется «стрекозам» — тем, кто действует импульсивно или в последний момент и побежит брать заем сейчас. Зато в выигрыше будут «муравьи» — те, кто заранее взял кредит, например льготный, и сейчас откладывает деньги на депозиты под высокие проценты (чем выше ставка, тем выгоднее условия у банков — сейчас от 18% соответственно). Небольшая ложка дегтя в бочку меда — если инфляцию не затормозят, часть высокой доходности она все-таки «сожрет».
Зато такие вкладчики помогут укреплению курса рубля. Как правило, чем выше ставки, тем крепче рубль (при условии, что его курс не пошатнут другие факторы — те же цены на нефть или же геополитика). Когда проценты по вкладам радуют, население предпочитает не закупать валюту, а положить средства на депозит. Да и в принципе меньше тратить, больше копить — а это именно то, чего добивается ЦБ.